Право и религия часто взаимодействуют друг с другом, помогая развитию правосознания и правовой культуры личности и общества, укреплению нравственности. Соблюдение установок, содержащихся в религиозных нормах, исключает нарушение многих правовых норм.
Однако в целом соотнести право и религию достаточно сложно, так как наряду со сходными чертами, которые позволяют сопоставить понятия права и религии, выявить их общие цели и задачи, существуют различия, которые в результате практической реализации этих норм выявляют их противоречия и несоответствия. Религиозные требования и требования права не всегда совпадают, из-за чего и возникают коллизии.
Подобные коллизии появляются повсеместно: в пределах одной страны, региона, всего мира. И если в древности или в средние века религия однозначно доминировала над правом, подчиняла его, то с нового времени страны Европы и Америки прошли через секуляризацию, и религия отошла на второй план. Но не все страны мира двигались по сходному пути. До сих пор некоторые мусульманские страны признают примат религиозных норм над правовыми. Нельзя сказать, что эти общества не знакомы с правом вообще. Однако применение права в этих государствах регулируется преимущественно религиозным мировоззрением. И государство, и общество воспринимает такое положение вещей как нечто естественное. Именно этот критерий — разница в понимании соотношения религии и права является главным источником конфликтов в современном мире, разделяя западную и восточную цивилизации. Время от времени уходя в тень и возвращаясь вновь, проблема противостояния религии и права как в пределах одной конфессии, так и на межконфессиональном уровне, разделила практически всё человечество, подведя к конфликту верующих и неверующих, христиан, мусульман и представителей других конфессий, породила экстремизм, терроризм с одной стороны, и исламофобию, вытеснение любой религии на задворки общественной жизни с другой.
Очевидно, данный критерий лежит в основе серьезных различий между европейской в широком смысле и исламской культурой. Ведь европейское (и западное в целом) общество характеризуется очевидным превалированием правовых ценностей, которое нередко доводится до своего логического предела в условиях господства принципов секуляризма и светского государства. В результате право формально оказывается полностью отделенным от религии и, в значительной степени, даже от нравственных ценностей. Оно измеряется собственными внутренними параметрами и в своей легитимности не может быть оспорено с позиций не только веры, но даже морали. Во всяком случае, правовые нормы и принципы, получившие официальное признание и закрепление, по большей части теряют силу или подвергаются пересмотру лишь в случае своей юридической некорректности, но никак не по причине их противоречия нравственным или религиозным постулатам. Наоборот, эти постулаты, отражающие мнение отдельных, пусть и влиятельных, сегментов общества, уступают перед универсальным регулятором, которым является право. Именно оно считается олицетворением справедливости и разделяемых всем обществом ценностей.
В итоге нередки конфликты между правом, с одной стороны, и религией вместе с моралью — с другой. Причем в таком противостоянии верх берет право (показательный пример — юридическое признание однополых браков или правовое допущение негативных оценок религиозных воззрений). В мусульманской среде (собственно в исламских странах или в сообществах мусульман за пределами мусульманского мира) веками существовало и до сих пор сохраняется иное соотношение между правом, религией и нравственностью. Традиционная исламская правовая мысль исходит из того, что назначение государства заключается в служении шариату, обеспечении реализации его предписаний. С учетом такого подхода носителем суверенитета рассматривается не только община мусульман, но и сам шариат, который устанавливает рамки государственного нормотворчества. Примером здесь могут служить статьи Каирской декларации прав человека в исламе 1990 г., согласно которым: «Все права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, регулируются исламским шариатом» и «Исламский шариат является единственным источником для толкования или пояснения любых статей настоящей Декларации». Основной низам (фактически — конституция) Саудовской Аравии 1992 г. также рассматривает происхождение власти и регулирует права человека в соответствии с исламским шариатом: «Власть в Королевстве Саудовская Аравия основана на Книге Всевышнего Аллаха и сунне Его Пророка, которые являются основой данного Положения и других государственных актов».
Такое соотношение права и религии позволяет уточнить особенности так называемых религиозных правовых систем. Очевидно, религиозный характер таких систем (например, исламского права) проявляется не только в том, что их основные принципы, институты и нормы
так или иначе связаны с религиозными постулатами и логично вытекают из них. Не менее важно, что данные системы в первую очередь ориентированы на общество, где преобладает религиозное сознание, а в иерархии ценностей и правил поведения центральное место отводится религиозным предписаниям и мотивам.
В период становления и на начальных этапах развития практически все основные правовые системы современности опирались на теологические источники. Но в своем нынешнем виде европейское право уже никак напрямую не связано с религией, а исламское право, наоборот, в целом не может рассматриваться вне религиозного сознания и соответствующей ему нравственности. Данная особенность служит подтверждением того факта, что если в Европе в целом достаточно давно произошло отделение религиозного от мирского, то в мусульманском мире до сих пор ислам охватывает, по сути, все стороны жизни общества и мусульман. Здесь и в наши дни религиозное и мирское начала сосуществуют в рамках ислама, выступающего, как говорят мусульманские мыслители, одновременно и религией, и государством. Поэтому даже с учетом заметных различий между этими двумя сторонами жизни мусульманского общества они теснейшим образом взаимодействуют. В итоге исламское право, будучи в целом юридическим феноменом, испытывает серьезное влияние религии ислама и соответствующих нравственных стандартов.
К сожалению, современный мир развивается именно по сценарию разделения и противостояния. Этнические меньшинства на территории других государств, компактное проживание на одной или смежной территории групп населения, принадлежащих к различным правовым и религиозным общностям, насильственный слом старой системы и принуждение к новой, связанные с этим обиды — это и есть основные предпосылки современных конфликтов.
Но где же истоки противоречий между религией и правом, почему иногда эти понятия сталкиваются с такой силой? Некоторые авторы причину противоречий между правом и религией усматривают в «формальной определенности» правовых норм. Это свойство правовых норм, с одной стороны, не позволяет использовать те или иные нормы для регулирования отношений в ситуациях, не предусмотренных их гипотезами, но требующих применения таковых с точки зрения религии. С другой стороны, формальная определенность правовой нормы требует применения правовой нормы в ситуации, в которой религия считает такое применение несправедливым. По этой причине противоречия между правом и религией будут неизбежно возникать на протяжении всего периода их совместного существования.
По мнению других исследований основная причина противоречий между правовыми и другими социальными регуляторами общественных отношений заключается в том, что они по-разному развиваются. Право развивается скачкообразно. Каждый случай принятия нового нормативного акта или отмены старого вносит в него определенные изменения. Во вновь установленной правовой норме учитываются (или, по крайней мере, должны учитываться) объективные потребности общественного развития, а сама норма отвечает (или должна отвечать) этим потребностям.
В отличие от этого, религиозное регулирование носит более консервативный характер. В некоторых случаях, надо отметить, если и происходит процесс развития религиозных норм, то он характеризуется постепенностью, непрерывностью. При этом следует отметить, что религиозное регулирование не знает таких радикальных способов освобождения от устаревших норм, какие присущи правовому регулированию, которые дают ему возможность быстро и решительно избавляться от действия норм, переставших соответствовать изменившимся условиям и удовлетворять новым потребностям. Например, одно и то же деяние с точки зрения права сегодня рассматривается как преступное, завтра может считаться административным или дисциплинарным проступком, а затем может вообще перестать быть запретным. Не исключается и обратный процесс, когда деяние, к которому ныне право относится безразлично, в будущем может оказаться в сфере правового регулирования и быть запрещенным. В отличие от этого религиозные нормы и обычаи не столь динамичны, предусмотренные ими запреты более стабильны.
Есть и другие причины противоречий между правовым и религиозным регулированием. Вспомним, что правовая норма — правило поведения, носящее общий и категорический характер. Поэтому она не может учесть все нюансы нравственного порядка, которые могут возникнуть в той или иной конкретной жизненной ситуации. Религиозные нормы, в отличие от этого, выступают чаще всего как принципы поведения, они менее категоричны, а это порождает известную гибкость в практике их применения, возможность учета всей совокупности факторов поведения.
Причины противоречий между религией и правом заключаются и в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Расхождения между правом и религией вызываются сложностью и противоречивостью самой жизни, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем религиозного и правового сознания людей. Итак, анализируя соотношение правового и религиозного регулирования общественных отношений, необходимо отметить, что наряду с положительными аспектами во взаимодействии правового и религиозного регулирования имеются отрицательные аспекты, которые выражают отсутствие должной согласованности их друг с другом в отдельных случаях и свидетельствуют о наличии между ними определенных противоречий.
Взаимоотношения права и религии многогранны и разнообразны. И право, и религия призваны регулировать жизнь человека, общества, государства. Только правовые нормы осуществляют внешнюю регулирующую функцию, а религиозные — внутреннюю. Взаимодействуя, они дополняют друг друга. Например, законодательство первых государств целиком опиралось на религиозные нормы и часто использовало религию для усиления собственной власти. Также Принцип справедливости, характерный для правового сознания, первоначально имел религиозные основы. Понятия греховного и преступного во многом совпадают, религиозные нормы часто служат источником правовых норм.
Право также трансформировало многие религиозные нормы. Например, принцип правового государства с равенством полов и возможностей сделал, казалось бы, невозможное: в англиканской церкви появились женщины-священнослужители, церковь освящает однополые браки и т.д. Более того, само создание современного правового государства — есть компромисс между возросшими правовыми требованиями человека и гуманистическими традициями церкви.
Нельзя забывать и о конфликтности между правом и религией. В данной работе можно сделать вывод о том, что основой противостояния выступает разность в понимании, в каком соотношении право и религия должны влиять на жизнь людей.
Но несмотря ни на что, и право и религия чрезвычайно важны для человека. Их взаимоотношения сложны и многоаспектны. Они позволяют человечеству двигаться вперёд, развивать религиозную мысль и правовую теорию. И многие проблемы современности имеют шанс быть разрешёнными только при сбалансированном подходе к праву и религии как к важнейшим социальным регуляторам общества.
Теснейшая взаимосвязь между религией и правом сохраняется на протяжении всей истории человечества. Несомненно явное влияние религии на возникновение первичных правовых норм, на становление первых государственных институтов. Как и то, что постепенно право вытесняло религию из сферы общественных отношений, отводя её второстепенные роли. Однако нельзя сказать, что значение религиозного мировоззрения в правовой сфере ушло в тень навсегда. Взаимодействие права и религии ещё может позитивно повлиять на развитие мировой истории, на эволюцию часто несовершенного государства и общества. Поскольку постулаты основных мировых религий зиждутся на аксиомах торжества добра, справедливости, честности, правдивости, человеколюбия, неприятия насилия, то там, где предметы регулирования права и религии соприкасаются, нормы права должны учитывать основы вероучений, становясь более гуманными.
Конечно, конфликты между правом и религией продолжают возникать и сегодня. Разность в понимании значения права и религии в жизни общества становится источником столкновений и непонимания между людьми. Но право и религия не могут существовать друг без друга — попытки полностью исключить религию из правовой сферы жизни общества неизбежно приводят к формированию религиозного суррогата — комплекса светских идей, призванных обеспечить легитимацию правящего режима посредством формирования иррациональной веры в его исключительные качества. Точно так же и религия, пытаясь завоевать исключительное право на регулирование всех сфер общественной жизни, оказывается неспособной справиться с новыми проблемами без глубокой внутренней трансформации, отказа от догматических положений и принятия определенны: принципов ceкyлярнoгo гуманизма.