Наше ВДНХ по сути является потомком Всемирной промышленной выставки прошлого столетия, на которой самые передовые страны демонстрировали свои технические достижения. Начало ХХ века было ознаменовано крупнейшим событием — Всемирной выставкой в Париже. Ее называли праздником прогресса и цивилизации. Впервые 35 государств устроили свои национальные павильоны. В каждом было сосредоточено все, что характеризует страну и отличает её от других, собраны лучшие достижения в области науки, техники и искусства.
![](https://xn--80ajka2adhchada.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/04/1024px-vue_panoramique_de_lexposition_universelle_de_1900.jpg)
Светский характер социальных отношений в обществе, развитие образования и науки, интенсивный культурный обмен между европейскими странами способствовали росту прогресса и укреплению гуманистических идеалов. Мировые выставки стали предметом особой гордости государств-участников. Здесь демонстрировали успехи в промышленности, народных промыслах и искусствах. Фабриканты и купцы заключали контракты, а многочисленные обыватели открывали для себя неведомую прежде жизнь соседних государств, наций и многочисленных народностей. (источник “Байкальский заповедник”)
![](https://xn--80ajka2adhchada.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/04/800px-expo_1900_paris_-_plan_pratique-744x1024.jpg)
Выставка продолжалась с 15 апреля по 12 ноября 1900 года и пользовалась колоссальным успехом. За семь месяцев её посетило свыше 50 миллионов человек. Специально к этому мероприятию было сооружено большое количество объектов: новые мосты, площади, вокзалы (Орсе, Лионский), Большой и Малый дворцы. Летом 1900 года открылась первая линия парижского метро, во время выставки работала троллейбусная сеть и электрическая железная дорога. Частью выставки в Париже стали Вторые Олимпийские игры, проходившие с мая по октябрь.
Идея провести Всемирную выставку, посвященную итогам столетия, была высказана еще в 1893 году в Париже. Франция к тому времени имела большой опыт воплощения в жизнь таких грандиозных проектов: вторая (1855), четвертая (1867), седьмая (1878) и восьмая (1889) всемирные выставки состоялись в Париже.
![](https://xn--80ajka2adhchada.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/04/paris_exposition_190-1024x758.jpg)
В состав международного жюри были включены русские специалисты: Д. И. Менделеев (председатель группы химического производства), металлург Д. К. Чернов, художники И. Е. Репин и А. И. Бенуа по отделу искусства, профессор горного и электротехнического институтов М. А. Шателен, профессор Московского земледельческого института В. Р. Вильяме, химик Д. П. Коновалов, профессор горного института Н. С. Курнаков, географ П. П. Семенов-Тян-Шанский (председатель по группе колонизации).
В выставке приняли участие около 2,5 тысяч российских производителей. Из восемнадцати тематических отделов (дворцов) Россия не участвовала лишь в одном — отделе колонизации. Благодаря особым дружественным отношениям с Францией, России была выделена самая большая экспозиционная площадь — 24 000 м². Кроме собственных отделов в общих выставочных павильонах, для российской экспозиции были возведены и отдельные здания. Главным среди них был расположенный у дворца Трокадеро Павильон русских окраин, выстроенный в стиле Московского Кремля. Здесь экспонировались всевозможные материалы о так называемых окраинах империи — землях с большим потенциалом развития в наступающем ХХ веке.
![](https://xn--80ajka2adhchada.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/04/paris_exposition_rus-1024x746.jpg)
В отличие от большинства национальных павильонов, конструкции которых состояли из деревянного каркаса, Павильон русских окраин был выполнен из кирпича. Фасады башен и корпусов были побелены под светлый кирпич, отделаны штукатуркой под камень, украшены цветной майоликой, изразцами по фризам и разнообразными рельефными деталями. Кровли состояли из разноцветной глазурованной черепицы и окрашенных в разные цвета штампованных железных листов. Разнообразной была и внутренняя отделка: сводчатый потолок приемного зала был покрыт позолотой и цветным орнаментом, интерьер зала украшали изразцовые печи и цветные витражи. Монументальные панно в стиле модерн представляли темы из жизни Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера. Они были созданы знаменитым русским импрессионистом Константином Коровиным.
![](https://xn--80ajka2adhchada.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/04/le_pavillon_de_la_russie_a_lexposition_universelle_de_paris_en_1900.jpg)
Французские журналисты прозвали русский павильон «Сибирским дворцом», так как в значительной степени он был посвящен освоению Сибири и строительству Транссибирской магистрали. Выставке Комитета сибирской железной дороги было отведено три зала. Здесь были представлены коллекции карт, виды дороги, рельефные макеты различных сооружений, модели кораблей Байкальской паромной железнодорожной переправы — ледоколов «Байкал» и «Ангара», макет моста через Енисей.
Во дворце гражданского инженерного дела (Genie Civil) на Марсовом поле располагался русский отдел путей сообщения. Часть выставки, включавшая экспонаты русского железнодорожного отдела, была размещена за городом.
![](https://xn--80ajka2adhchada.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/04/exhibition_of_russian_railway_equipment_1900.jpg)
Модель парома-ледокола «Байкал», экспонировавшуюся на Всемирной выставке, в настоящее время можно увидеть в Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге (ЦМЖТ РФ). Аналогичная модель ледокола «Байкал» хранится в коллекции музея Открытий в Ньюкасл-апон-Тайне (Newcastle’s Discovery Museum).
Модель ледокола «Ангара» находится в Байкальском Музее Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (БМ ИНЦ СО РАН) в поселке Листвянка. Эти модели были изготовлены во время строительства ледоколов Байкальской переправы британской фирмой «Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd».
![](https://xn--80ajka2adhchada.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/04/ledokol_model-5-1024x582.webp)
Гран-при и Большой золотой медали «за архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение» был удостоен железнодорожный мост через Енисей (Красноярский мост), построенный под руководством инженера Евгения Карловича Кнорре по проекту профессора Л. Д. Проскурякова.
![](https://xn--80ajka2adhchada.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/04/most_enisei-2-1024x647.webp)
Золотой медалью были отмечены работы Гидрографической экспедиции Байкальского озера Ф. К. Дриженко.
Большой серебряной медали был удостоен иллюстрированный справочник «Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге» на русском и английском языках, изданный Министерством путей сообщения в 1900 году. Издание содержало описание строительства магистрали и приводило подробный список городов и поселений, расположенных вдоль железной дороги. Оно включало множество изображений, карты Сибири и планы больших городов. Раздел, посвященный Байкалу, иллюстрирован фотографиями Ф. К. Дриженко.
Гран-при получили Комитет Сибирской железной дороги и Министерство путей сообщения за выдающийся проект строительства Транссибирской магистрали и работу по исследованию Сибири и Дальнего Востока.
Новый век ознаменовался не только техническими достижениями, но и очередным переделом Мира. Первая Мировая война которая принесла смерть и разруху, стерла с лица земли целые империи. Вследствие политических перипетий, дабы уничтожить исторические артефакты, свидетельствующие о великом наследии наших предков, вышеупомянутая выставка была не просто уничтожена, на её месте разбили новый парк – Елисейские поля. Зачем всему миру помнить о том, что на пороге нового столетия Россия являлась ведущей промышленной державой во всем мире. Мало кто вспомнит, что “Эйфелеву” башню изготовили именно на металлургических заводах бывшей Российской империи, как кстати и “Американскую Статую Свободы”.
“Центр национальной информации”