«Леонид Иович видел смешное там, где большинство из нас его не замечает» (актриса Наталья Варлей)
Сегодня, 30 января, у автора знаменитых и горячо любимых нами комедий, благодаря которому появились на экранах Шурик, товарищ Саахов, Трус, Балбес и Бывалый, а заодно и Иван Васильевич, который меняет профессию — день рождения. Самого Леонида Гайдая давно нет с нами. Но его ленты, которые смотрят и старики, и школьники, по-прежнему интересны и любимы.
В детстве и юношестве Гайдай был большим хулиганом — драться любил, за это его отчисляли не только из школы (в Иркутске), но и из ВГИКа на первом курсе. Пришлось восстанавливаться и уже как-то корректировать свою дисциплину. Несмотря на проблемы с поведением, Леня хорошо учился и много читал, посещал занятия кружка художественной самодеятельности, играл на балалайке, выступал на конкурсах чтецов (в 1940 году выиграл один из них).

Леня Гайдай, как и его брат, еще в школьные годы пробовал перо. Но вот как это произошло – целая история! Девятиклассник Саша Гайдай, старший брат и известный в будущем журналист, публикует в «Пионерской правде» стихотворение. Леня Гайдай, младший брат, тоже рассчитывает на будущую славу (и небезосновательно). Поэтому переписывает вирши от руки и относит в местную газету. Там находят строки небездарными и публикуют. Гордый Леня Гайдай хвастается брату. Занавес…
Интересно, что именно на чердаке отчего дома, он наткнулся на старую подшивку “Правды” с фельетоном Степана Олейника и под его впечатлением написал сценарий короткометражки “Пес Барбос и необычайный кросс”. Отстуканные одним пальцем на старенькой машинке листы “Барбоса” домочадцы восприняли критически: ну и что смешного в том, что по лесу три мужика бегают от собаки? Они и представить не могли, какая эксцентрика, какие сцены уже рождаются в воображении Гайдая-младшего. По сути, на чердаке появились на свет Балбес, Трус и Бывалый – легендарная тройка российского кино. Но все это будет позже…
В 1941-м, когда только что началась война, Гайдаю было 17, и он – выпускник школы. Перед призывом Леонид устраивается рабочим сцены в иркутский областной драмтеатр, эвакуированный позже в московский театр Сатиры, где он ставит декорации, открывает и закрывает занавес, знакомится со знаменитостями. Вскоре Гайдай знал все роли наизусть. Наверное, это была судьба.
Леонид Иович на Войне с осени 1941 года, прошел самые трудные времена. Сначала служил в Монголии, а вскоре его перевели на Калининский фронт в пешую. Это произошло в 1942-м. В часть прибыл военком для пополнения действующего состава армии. На вопросы офицера: «Кто в артиллерию?», «Кто в кавалерию?», «Во флот?», «В разведку?» — молодой Гайдай с воодушевлением отвечал: «Я!» Раздраженный военком оборвал его резким высказыванием, впоследствии заимствованным для новеллы «Напарник»: «Да подождите вы, Гайдай, дайте огласить весь список!»
За подвиг награжден медалью «За боевые заслуги». В одном из боев Гайдай подорвался на противопехотной мине. Медики хотели ампутировать ногу, но Леонид ее «отвоевал». В 1944-м его комиссовали по инвалидности. Рана терзала до последних дней жизни.

Первыми работами Гайдая в кино были «Ляна» (1955 года) и «Жених с того света» (1958 года), оставшиеся без внимания массового зрителя. Настоящий успех пришел к режиссеру с десятиминутной картиной «Пес Барбос и необычный кросс», в которой впервые появилось запоминающееся трио Труса, Балбеса и Бывалого в исполнении Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова. Перекочевали герои и в «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика» — блистательную комедию из трех новелл, ставшую лидером проката в год выхода.
Замысел картины «Кавказская пленница» был позаимствован из газет, где в одной из них была напечатана история о похищении девушки на Кавказе. Вероятно, немалую роль в успехе картины «Кавказская пленница» сыграл ее жанр эксцентричной комедии: лента была наполнена различными элементами клоунады, гэгами и другими приемами, роднившими ее с немым кино (Гайдай был большим поклонником Чаплина). Нередко для съемок применялись особые ухищрения. Например, небезызвестную сцену, в которой Балбес комично почесывает ногу, не вставая с кровати, снимали при непосредственном участии режиссера. Гайдай, по заверениям Нины Гребешковой, его супруги, прятался за спиной Вицина и за счет своих необычайно длинных рук спокойно доставал до пяток Никулина.
Сам съемочный процесс «Кавказской пленницы» проходил в основном в Крыму и оставил след не только в истории кинематографа, но и в туристических путеводителях: дерево под горой Демерджи, с которого Балбес в исполнении Никулина бросался в Шурика грецкими орехами, превратилось в локальную достопримечательность и стало называться «орехом Никулина».
Бытует мнение, что авторы комедий — люди отнюдь не легкомысленные! Вот доказательства. Для работы над эпизодом драки Шурика с Балбесом на рапирах пригласили преподавателя фехтования. Он учил их драться профессионально. Но Гайдай смотрел скучающим взглядом:
— Деретесь вы, конечно, хорошо, но все это тоскливо. У нас же комедия, надо искать изюминку.
И нашли. Гайдай предложил Шурику проткнуть Балбеса шпагой, и когда тот полезет за пазуху, то рука окажется в крови. Так появилась известная сцена с проткнутой бутылкой красного вина, разливающегося, как кровь, по одежде Балбеса под похоронную музыку.
В ходе погони на складе в фильме Балбес натыкается на скелет. Во время съёмок этого момента Никулин неожиданно сделал жест, непредусмотренный сценарием: сунул палец между челюстями, скелета, те щелкнули… Первые зрители — это обычно киномеханики студии, народ поднаторевший в кино — хохотали. Эта сцена и вошла в фильм.
В новелле «Наваждение» в сцене, когда Шурик и Лида, уставшие от экзаменов, идут вместе, читая учебник, режиссер Гайдай добавил новые кадры. Помните, собака-боксер, мимо которой спокойно прошла парочка, удивленно смотрит ей вслед. Вроде бы итак смешно. Но Гайдаю мало. Он ложится под собаку, командует оператору: «Снимай!» — а сам поднимает ей передние лапы, отчего плечи ее шевелятся. Получилось, что она как бы пожимает от удивления плечами, мол, ну и ну!

Когда в 1966-м в прокат вышла «Кавказская пленница», Гайдай получил за нее неслыханный гонорар в 600 рублей (картина заняла пятое место в списке самых кассовых советских фильмов) и приехал в Иркутск. «Это были огромные деньги, и мы их попросту растранжирили, — с улыбкой вспоминал артист Виктор Егунов. – Леонид Ивович остроумный, смешной, много анекдотов рассказывал. Но внешне производил впечатление смурного. Никто бы не сказал, что он артист».
Леонид Гайдай не умел экономить. В «Иване Васильевиче» — в сцене «банкета» — он решительно забастовал против осетров из папье-маше и, потратив бешеные по тем временам 200 рублей, раздобыл все натуральное. Без проблем была куплена только икра заморская — баклажанная. Когда сцену сняли, обнаружили, что вместе с икрой и осетрами по оплошности засняли бутылку боржоми. Надо переснимать и все покупать снова.

Окрыленный успехом предыдущих работ, Гайдай продолжил творить и много читать. Идея новой комедии возникла у него после прочтения небольшой газетной заметки, посвященной контрабандистам, перевозившим украденные драгоценности в гипсе. Именно этот сюжет лег в основу ленты, которая заняла третье место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката – «Бриллиантовая рука».
Интересно, что в «Бриллиантовой руке» приняла участие вся семья Никулиных: Юрий сыграл главного героя — простого советского рабочего Семена Семеновича Горбункова, его жена Татьяна — экскурсовода, а сын Максим — мальчика, который идет по воде.
Изобретательный режиссер помимо уловок, которые всегда использовал при съемках, заложил в картину несколько пасхалок, связанных с политическими событиями того времени. Например, бежевая «Волга», на которой Лёлик повез главного героя в Дубровку, имеет номер «28-70 ОГО». Объяснение связано с денежной реформой в 1961 года и повышением цен на водку, в результате которых цена одной бутылки поднялась с 21 рубля 20 копеек, до 28 рублей 70 копеек. А «ОГО», вероятно, отражало тогда реакцию большинства.
Главный разведчик советского кино Штирлиц справедливо считал – «запоминается последнее». Этим же маневром пользовался в реальной жизни режиссер Леонид Гайдай, обходя цензуру. После своего первого фильма «Жених с того света», он было заработал клеймо антисоветчика. И Гайдай, с подсказки Пырьева, научился маневрировать и торговаться: когда ему «выкатили» сорок поправок к «Бриллиантовой руке», он приделал в конце фильма ядерный взрыв, и в итоге вырезали только его.
«Я требую продолжения банкета!», «Наши люди в булочную на такси не ездят», «Птичку жалко!» Почти все знаменитые фразочки, которые потом стали крылатыми, Гайдай подслушал на улице или у друзей. Фраза «Наши люди в булочную на такси не ездят» родилась ещё до съемок «Бриллиантовой руки», после того, как Гайдай обратил внимание, как его жена Нина Гребешкова, радовавшаяся новой машине, возила за хлебом соседку — актрису Татьяну Пельтцер.
В его комедиях нет ни одного случайного слова. Даже иностранная тарабарщина в «Бриллиантовой руке» — это не просто набор звуков. Ночью перед съемками Гайдай с Никулиным за бутылочкой вина ломали себе голову над «переводом» диалога с турецкой путаной: «Что ты наделал, глупый вонючка!» — «От глупой вонючки и слышу!» Никулина озарило: «Вонючка — это скунс, а все вместе — крукл скунс табл шляхт!» Гайдай говорит: «Здорово, надо усилить! Крукл скунс табл шляхт мордюк!» «Почему, — спрашивает Никулин, — мордюк?» — «А я вчера с Мордюковой поругался».
Леонид Гайдай сам сыграл в своем последнем фильме «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», который позже назвали образцом своеобразной культуры переломного периода страны.
Говорят, что несмотря на бешеную популярность, Гайдай не оставил после себя несметных богатств своим наследникам. Его жене приходилось даже прибегать к помощи друзей. Так оно это или нет на самом деле, не будем гадать. Но жена Гайдая Нина Гребешкова как-то рассказывала, что «был случай, когда она отправила мужа за луком, так как инвалидам войны можно было получить без очереди три килограмма. Так он простоял в очереди три часа и вернулся с одним килограммом — постеснялся пользоваться льготой».
8451 — это не цифры пароля, а нечто другое. Планета № 8451, носящая имя Гайдая, открыта 11 сентября 1977 года астрономом Н. С. Черных и названа в честь любимого кинорежиссера.
Материал Екатерины Полозовой, «Национальный центр информации»