Наталья Ильинична Сац — русский режиссер, театральный деятель, создатель первого в мире театра для детей и первого государственного музыкального театра для детей, автор пьес, либретто, детских опер и балетов. «Человек-легенда», «человек-эпоха», «мать детских театров мира», — так называли Наталию Сац ещё при жизни.

Пожалуй, сегодня в мире нет ни одного детского театра, который так или иначе не был бы связан с принципами и идеями родоначальницы детского театрального движения – Наталии Сац. Шесть детских театров обязаны ей своим рождением: первый Театр Моссовета, первый Государственный детский театр, Московский детский театр, Центральный детский театр, первый ТЮЗ Казахстана и, наконец, первый в мире драматический театр для детей и первый и пока единственный в мире театр оперы и балета для детей.
Музыка и театр были в ее жизни с рождения. Отец — композитор Художественного театра, автор музыки к постановке «Синей птицы», которая много лет спустя стала символом созданного ей театра. Наташе пришлось рано повзрослеть: 15-летней девочкой она начала работать в Театрально-музыкальной секции Московского Совета Рабочих Депутатов — организовывала концерты, спектакли.

В начале 1920-х годов Наталью охватывает идея создания театра для детей, совершенно нового театра, «который даст собственный современный репертуар и донесет его до своего зрителя средствами синтетического спектакля». Первый детский театр Сац открыла в июле 1920 года спектаклем «Маугли», в котором играли Гаркави, Бабанова, Ильинский. А через год открылся Московский театр для детей спектаклем «Жемчужина Адальмины», где Сац стала режиссером.
Ее неуемная энергия поражает. Наталия Сац завоёвывает международное признание и как первая в мире женщина – оперный режиссёр, совместно с дирижёром Отто Клемперером осуществляет постановки опер в Немецкой государственной опере в Берлине («Фальстаф» Д.Верди, 1931) и в театре «Колон» в Буэнос-Айресе («Свадьба Фигаро» В.Моцарта, 1931).

«История жизни Натальи Сац — гигантский роман, где блестящие и победоносные страницы прорежены страницами печальными и даже трагическими», — считает режиссёр Георгий Исаакян, ставший художественным руководителем Театра имени Наталии Сац в 2010-м году. Творческие открытия, смелые свершения, ранняя слава, любовь и мировое признание соседствовали в её судьбе с десятилетиями лагерей, годами преодолений и всегда упорного движения к цели. Этой целью было создание Московского государственного академического детского музыкального театра, который сегодня носит имя Наталии Сац.
Он стал и остается первым и единственным в мире театром оперы и балета для детей. «Любовь – это строительство», — часто повторяла Наталия Ильинична. «Она была по существу главным строителем Дворца музыки для своего театра, но строила и ещё многое – творчески-созидательное в разных сферах и сугубо личное», — вспоминает дочь Наталии Ильиничны — Роксана Сац. Наталия Сац вложила в детский театр весь свой многолетний опыт, где бюджет и пространство позволили воплотить ее мечты и идеи и создать не только театр, но и своего рода живой памятник.
Приходя в этот театр, дети попадают в удивительную сказку, а взрослые, окунаясь в его вдохновенную, творческую атмосферу, неизменно испытывают восхищение перед талантом и волей той, которая создала этот мир.

В Театре имени Наталии Сац уникально всё: эксклюзивные спектакли, созданные ведущими композиторами, драматургами и режиссёрами, рассчитанные на самую широкую аудиторию, классические постановки, познавательные симфонические концерты и разнообразные развивающие программы. Необычно само здание театра, увенчанное скульптурой Синей птицы на золотой арфе – символа театра. Это здание – памятник конструктивизма, с фасадами, украшенными оригинальными скульптурными барельефами, с уникально оформленными внутренними интерьерами (включающими легендарную Палехскую комнату), и многим другим, в совокупности вводящим ребёнка в прекрасный мир музыкального театра. Не случайно здесь необычны даже ручки входных дверей, выполненные в виде скрипичных ключей!
В 1987 году Московский государственный детский музыкальный театр стал академическим.
Сегодня Театр имени Наталии Сац — это новые спектакли, интереснейшие постановщики, театральные премии и фестивали, гастроли в городах России и европейских столицах, и, самое главное — те десятки тысяч зрителей, которые изо дня в день заполняют наши залы каждый сезон. Идея всей жизни Натальи Ильиничны: ребенку как воздух необходимо общение с высоким искусством. Только в контакте с музыкой, литературой, театром личность маленького человека формируется полноценной, многогранно развитой, сложно устроенной.

Творческим принципам, сформированным Наталией Сац, неизменно следуют и те, кого воспитала Наталия Сац, и новые поколения артистов, режиссёров, музыкантов, художников Её Театра.
«За мамой, как за Синей птицей, все шли длинной вереницей».
Материал подготовила Екатерина Полозова на онове данных открытыхисточников СМИ.
«Национальный центр информации»