(Врубель)
17 марта 1856 года в Омске родился Михаил Александрович Врубель – известный русский художник. Творчество Михаила Александровича Врубеля — одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Художник-символист любил сказочные, мифические образы, их молчание и тайну.
Он писал иконы, создавал гениальные картины и восхитительные фрески; работал с мозаикой, создавал панно, рисовал книжные иллюстрации и эскизы театральных костюмов, создавал декорации и огромные живописные полотна. Михаил Врубель стал автором «демонического цикла» — это серии работ из картин, иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном.
Многие из его работ становились пророческими. На протяжении всего творчества Врубель неоднократно обращается к теме пророчеств, в моменты болезни ставшей почти навязчивой…
Способности к живописи проявились у него в возрасте 5-6 лет: однажды побывав на выставке, мальчик увидел копию с фрески Микеланджело «Страшный суд», и, придя домой, он по памяти воспроизвел картину во всех подробностях. Он отлично знал латынь, греческий и французский языки, окончил гимназию с золотой медалью. А к десяти годам Михаил Врубель увлекался музыкой, театральным искусством и рисованием.
Однако, по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. В студенческие годы Врубель увлекался философией и театром, создавал иллюстрации к литературным произведениям. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.
После знакомства со студентами Академии художеств, Врубель стал посещать там вечерние классы и в 1880 году поступил в Академию. Будущий художник попал в мастерскую Павла Чистякова, а параллельно занимался в акварельной мастерской Ильи Репина. Он изучал основы рисунка и живописи, осваивал акварель и особую методику Чистякова: выстраивать на холсте объем, подобно архитектору.
Осенью 1883 года по рекомендации Павла Чистякова Врубель начал работу по реставрации старинной Кирилловской церкви в Киеве. После окончания учебного года Врубель переехал в Киев. Он создавал эскизы для реставрации старых фресок, сам расписывал стены церкви и даже написал четыре иконы.
В 1885 году никому тогда еще не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа». В том же году художник уехал в Италию — знакомиться с византийской и позднеримской живописью. В Равенне и Венеции он изучал средневековые витражи и мозаики в итальянских церквях. Во время путешествия Михаил Врубель много работал: делал эскизы, рисовал акварели, за одну ночь создал стофигурную композицию «Орфей в аду».

В Венеции Врубель познакомился с Дмитрием Менделеевым. Ученый посоветовал художнику писать иконы не на холсте, а на цинковых пластинах, чтобы уберечь их от влаги. За следующие полтора месяца Врубель создал три такие иконы — «Святой Кирилл», «Святой Афанасий» и «Христос Спаситель».
«Когда он писал на холсте или на бумаге, мне казалось, что это какой-то жонглер показывает фокусы… Отмерив размер, держа карандаш или перо, или кисть как-то в руке боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина. Меня и Серова поражало это…», — Константин Коровин так отзывался о манере письма лучшего друга.
После переезда в Москву в 1889 году Врубель вместе с известными художниками — Ильей Репиным, Иваном Айвазовским, Иваном Шишкиным — работал над иллюстрациями к Собранию сочинений Михаила Лермонтова. Среди них были рисунки к поэме «Демон». А параллельно художник писал большое полотно «Демон сидящий».
«Демон сидящий» — одно из самых узнаваемых произведений Михаила Врубеля. Картина написана в технике кристаллической живописи — широкие мазки мастер наносил лопаткой-мастихином. Ему удалось создать эффект витража и мозаики. Изображение получилось сродни переливам драгоценных камней. Художник был уверен, что его Демона не понимают — «путают с дьяволом». «А Демон по-гречески… значит «душа». К нему ближе сократовский божественный голос», — объяснял Врубель.

Позже художник создал целый «демонический цикл», состоящий из рисунков, скульптуры и живописных полотен. Именно в этот период стал вырабатываться особый стиль художника: полотна он писал филигранными угловатыми мазками, напоминавшими мозаику. Желание создать своего Демона, такого, какой он есть на самом деле, одолевало Врубеля на протяжении всей жизни.
Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. Художник признавался, что с легкостью уничтожал работы, чтобы на том же холсте воплотить новые замыслы.
Картины Врубеля почти всегда тревожат душу, глаза его Демона и Царевны-Лебеди прекрасны и одухотворены.
«Врубель имел обыкновение писать глаза самыми последними, после того как остальное уже написано и отделано. Врубель оставлял напоследок такую деталь, как глядящий зрачок, не потому, что не придавал ей большого значения, а как раз потому, что она была слишком важной. Поставлена одна завершающая точка — и мертвое тело одухотворено». (Дмитриева Н.А. «Врубель»).
Совсем скоро болезнь начнет мешать его работе, а в итоге – вымотает, опустошит и лишит сил. Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба Врубеля, если бы не встреча с Саввой Мамонтовым. Меценат со свойственной ему прозорливостью разглядел в молодом художнике то, чего пока не видели остальные: нового гения.
Переехав из Москвы в имение Саввы Мамонтова, Врубель стал участником абрамцевского кружка, оформлял сказочные оперы Николая Римского-Корсакова. В имении Мамонтова художник возглавил майоликовую мастерскую, создавал гипсовые скульптуры и декоративные панно на заказ, несколько раз ездил в Италию.
В 1897 году Врубель пишет «Портрет С.И. Мамонтова», на котором меценат предстает сидящим в своем кабинете, среди привычных вещей. Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе».
В начале 1896 года Михаил Врубель познакомился со своей будущей женой. К моменту женитьбы у Врубеля практически не было денег, и он стал создавать на заказ театральные костюмы и декорации. В то же время художник писал картины на сказочно-мифологические сюжеты — «Царевна-Лебедь», «Пан», «Богатырь».
В 1900 году художнику присудили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за изразцовый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». В ноябре 1902 года Бенуа и Дягилев организовали выставку 36 работ Врубеля, которая стала переломной в отношении публики к творчеству художника.
В начале 1902 года, пожалуй, одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». Незадолго до этого события, окружающие стали замечать у художника симптомы психического расстройства.

В 1902 году Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу — с этого момента начался период его угасания. Воспоминания друзей и родных позволяют восстановить хронологию последних, скорбных лет жизни Михаила Врубеля, о котором даже его лечащий врач — психиатр Усольцев — писал: «Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров».
Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». После смерти единственного сына Саввы Михаил Александрович нашел в себе силы и лично занялся организацией похорон, старался поддержать жену, которая была в отчаянии…
Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника. Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! После обычных приветствий он спросил меня: “Это Вас я должен писать?” И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений».
В парижском Салоне 1906 года один из залов был посвящен работа Врубеля. Там с творчеством художника познакомился молодой Пабло Пикассо, позднее признававший, что из русских художников только Врубель оказал на него влияние.
Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание шло с ужасающей быстротой: кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы.
В 1906 году художник ослеп. Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры, почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Силы постепенно покидали художника, иногда он говорил, что «устал жить».

Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присудили звание академика. В память о великом художнике майоликовое панно «Принцесса Греза», исполненное по картине Михаила Врубеля, украшает главный фасад московской гостиницы «Метрополь».
«Национальный центр информации», на основе материалов открытых источников СМИ.