Пресса России
  • ГЛАВНАЯ
  • НОВОСТНЫЕ РУБРИКИ
    • НОВОСТИ
    • СОБЫТИЯ
    • МНЕНИЕ
    • РАССЛЕДОВАНИЕ
    • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ПОЛИТИКА
  • ЭКОНОМИКА
  • ЗАКОН И ПРАВО
  • ЖИВАЯ ПЛАНЕТА
  • КУЛЬТУРА
  • БЕЛОРУССИЯ
  • НАПИСАТЬ НАМ
No Result
View All Result
  • ГЛАВНАЯ
  • НОВОСТНЫЕ РУБРИКИ
    • НОВОСТИ
    • СОБЫТИЯ
    • МНЕНИЕ
    • РАССЛЕДОВАНИЕ
    • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ПОЛИТИКА
  • ЭКОНОМИКА
  • ЗАКОН И ПРАВО
  • ЖИВАЯ ПЛАНЕТА
  • КУЛЬТУРА
  • БЕЛОРУССИЯ
  • НАПИСАТЬ НАМ
No Result
View All Result
Пресса России
No Result
View All Result
Home КУЛЬТУРА

«У живописи должна быть высокая миссия»

от Редакция Пресса.Ру
18.03.2025
in КУЛЬТУРА
0
«У живописи должна быть высокая миссия»
0
SHARES
13
VIEWS

(Врубель)

17 марта 1856 года в Омске родился Михаил Александрович Врубель – известный русский художник. Творчество Михаила Александровича Врубеля — одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Художник-символист любил сказочные, мифические образы, их молчание и тайну.

Он писал иконы, создавал гениальные картины и восхитительные фрески; работал с мозаикой, создавал панно, рисовал книжные иллюстрации и эскизы театральных костюмов, создавал декорации и огромные живописные полотна. Михаил Врубель стал автором «демонического цикла» — это серии работ из картин, иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном.

Многие из его работ становились пророческими. На протяжении всего творчества Врубель неоднократно обращается к теме пророчеств, в моменты болезни ставшей почти навязчивой…

Способности к живописи проявились у него в возрасте 5-6 лет: однажды побывав на выставке, мальчик увидел копию с фрески Микеланджело «Страшный суд», и, придя домой, он по памяти воспроизвел картину во всех подробностях. Он отлично знал латынь, греческий и французский языки, окончил гимназию с золотой медалью. А к десяти годам Михаил Врубель увлекался музыкой, театральным искусством и рисованием.

Однако, по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. В студенческие годы Врубель увлекался философией и театром, создавал иллюстрации к литературным произведениям. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.

После знакомства со студентами Академии художеств, Врубель стал посещать там вечерние классы и в 1880 году поступил в Академию. Будущий художник попал в мастерскую Павла Чистякова, а параллельно занимался в акварельной мастерской Ильи Репина. Он изучал основы рисунка и живописи, осваивал акварель и особую методику Чистякова: выстраивать на холсте объем, подобно архитектору.

Осенью 1883 года по рекомендации Павла Чистякова Врубель начал работу по реставрации старинной Кирилловской церкви в Киеве. После окончания учебного года Врубель переехал в Киев. Он создавал эскизы для реставрации старых фресок, сам расписывал стены церкви и даже написал четыре иконы.

В 1885 году никому тогда еще не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа». В том же году художник уехал в Италию — знакомиться с византийской и позднеримской живописью. В Равенне и Венеции он изучал средневековые витражи и мозаики в итальянских церквях. Во время путешествия Михаил Врубель много работал: делал эскизы, рисовал акварели, за одну ночь создал стофигурную композицию «Орфей в аду».

В Венеции Врубель познакомился с Дмитрием Менделеевым. Ученый посоветовал художнику писать иконы не на холсте, а на цинковых пластинах, чтобы уберечь их от влаги. За следующие полтора месяца Врубель создал три такие иконы — «Святой Кирилл», «Святой Афанасий» и «Христос Спаситель».

«Когда он писал на холсте или на бумаге, мне казалось, что это какой-то жонглер показывает фокусы… Отмерив размер, держа карандаш или перо, или кисть как-то в руке боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина. Меня и Серова поражало это…», — Константин Коровин так отзывался о манере письма лучшего друга.

После переезда в Москву в 1889 году Врубель вместе с известными художниками — Ильей Репиным, Иваном Айвазовским, Иваном Шишкиным — работал над иллюстрациями к Собранию сочинений Михаила Лермонтова. Среди них были рисунки к поэме «Демон». А параллельно художник писал большое полотно «Демон сидящий».

«Демон сидящий» — одно из самых узнаваемых произведений Михаила Врубеля. Картина написана в технике кристаллической живописи — широкие мазки мастер наносил лопаткой-мастихином. Ему удалось создать эффект витража и мозаики. Изображение получилось сродни переливам драгоценных камней. Художник был уверен, что его Демона не понимают — «путают с дьяволом». «А Демон по-гречески… значит «душа». К нему ближе сократовский божественный голос», — объяснял Врубель.

Позже художник создал целый «демонический цикл», состоящий из рисунков, скульптуры и живописных полотен. Именно в этот период стал вырабатываться особый стиль художника: полотна он писал филигранными угловатыми мазками, напоминавшими мозаику. Желание создать своего Демона, такого, какой он есть на самом деле, одолевало Врубеля на протяжении всей жизни.

Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. Художник признавался, что с легкостью уничтожал работы, чтобы на том же холсте воплотить новые замыслы.

Картины Врубеля почти всегда тревожат душу, глаза его Демона и Царевны-Лебеди прекрасны и одухотворены.

«Врубель имел обыкновение писать глаза самыми последними, после того как остальное уже написано и отделано. Врубель оставлял напоследок такую деталь, как глядящий зрачок, не потому, что не придавал ей большого значения, а как раз потому, что она была слишком важной. Поставлена одна завершающая точка — и мертвое тело одухотворено». (Дмитриева Н.А. «Врубель»).

Совсем скоро болезнь начнет мешать его работе, а в итоге – вымотает, опустошит и лишит сил. Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба Врубеля, если бы не встреча с Саввой Мамонтовым. Меценат со свойственной ему прозорливостью разглядел в молодом художнике то, чего пока не видели остальные: нового гения.

Переехав из Москвы в имение Саввы Мамонтова, Врубель стал участником абрамцевского кружка, оформлял сказочные оперы Николая Римского-Корсакова. В имении Мамонтова художник возглавил майоликовую мастерскую, создавал гипсовые скульптуры и декоративные панно на заказ, несколько раз ездил в Италию.

В 1897 году Врубель пишет «Портрет С.И. Мамонтова», на котором меценат предстает сидящим в своем кабинете, среди привычных вещей. Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе».

В начале 1896 года Михаил Врубель познакомился со своей будущей женой. К моменту женитьбы у Врубеля практически не было денег, и он стал создавать на заказ театральные костюмы и декорации. В то же время художник писал картины на сказочно-мифологические сюжеты — «Царевна-Лебедь», «Пан», «Богатырь».

В 1900 году художнику присудили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за изразцовый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». В ноябре 1902 года Бенуа и Дягилев организовали выставку 36 работ Врубеля, которая стала переломной в отношении публики к творчеству художника.

В начале 1902 года, пожалуй, одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». Незадолго до этого события, окружающие стали замечать у художника симптомы психического расстройства.

В 1902 году Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу — с этого момента начался период его угасания. Воспоминания друзей и родных позволяют восстановить хронологию последних, скорбных лет жизни Михаила Врубеля, о котором даже его лечащий врач — психиатр Усольцев — писал: «Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров».

Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». После смерти единственного сына Саввы Михаил Александрович нашел в себе силы и лично занялся организацией похорон, старался поддержать жену, которая была в отчаянии…

Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника. Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! После обычных приветствий он спросил меня: “Это Вас я должен писать?” И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений».

В парижском Салоне 1906 года один из залов был посвящен работа Врубеля. Там с творчеством художника познакомился молодой Пабло Пикассо, позднее признававший, что из русских художников только Врубель оказал на него влияние.

Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание шло с ужасающей быстротой: кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы.

В 1906 году художник ослеп. Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры, почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Силы постепенно покидали художника, иногда он говорил, что «устал жить».

Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присудили звание академика. В память о великом художнике майоликовое панно «Принцесса Греза», исполненное по картине Михаила Врубеля, украшает главный фасад московской гостиницы «Метрополь».

«Национальный центр информации», на основе материалов открытых источников СМИ.

Tags: образ жизниРоссия

Редакция Пресса.Ру

Читают

Звезда «Ленкома» и кинематографа
КУЛЬТУРА

Звезда «Ленкома» и кинематографа

02.11.2025
Мария Шукшина отправила открытое письмо президенту.
КУЛЬТУРА

Мария Шукшина отправила открытое письмо президенту.

19.10.2025
Аз упала, Ять пропала… Трагедия русского правописания
КУЛЬТУРА

Аз упала, Ять пропала… Трагедия русского правописания

18.10.2025
Next Post
«ПОЭЗИЯ – МУЗЫКА ДУШИ»

"ПОЭЗИЯ – МУЗЫКА ДУШИ"

Уникальный детский театр Натальи Сац

Уникальный детский театр Натальи Сац

ДЕНЬ РАБОТНИКА КУЛЬТУРЫ

ДЕНЬ РАБОТНИКА КУЛЬТУРЫ

Рекомендуем

Лукашенко — истинный батька своего народа

Лукашенко — истинный батька своего народа

10 месяцев ago
Анонс проведения открытого первенства по художественной гимнастике

Анонс проведения открытого первенства по художественной гимнастике

3 года ago
Воронеж: коммунальщики о общественный транспорт накрылись сугробами

Воронеж: коммунальщики о общественный транспорт накрылись сугробами

2 года ago
ДЕНЬ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

ДЕНЬ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

7 месяцев ago

Telegram

Категории

  • АКТУАЛЬНО
  • БЕЛОРУССИЯ
  • ЖИВАЯ ПЛАНЕТА
  • ЗАКОН И ПРАВО
  • КУЛЬТУРА
  • МНЕНИЕ
  • НОВОСТИ
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ПОЛИТИКА
  • РАССЛЕДОВАНИЕ
  • СОБЫТИЯ
  • ЭКОНОМИКА

Topics

Белоруссия Бизнес Владимир Путин Военные конфликты Европа Законы и законодательство Зеленский Искусство Культура НАТО Палестина Права человека Россия США Социальная справедливость Турция Украина космос новости образ жизни общество политика право и закон расследование социальный контроль спорт экономика экономика и финансы
No Result
View All Result

Важно

Двое подозреваемых в убийстве генерала Кириллова признали свою вину

Последние часы наемников и военнослужащих ВСУ в котле Покровска и Купянска

Мадуро утвердил план вооруженного сопротивления США

Звезда «Ленкома» и кинематографа

Трамп считает уместными испытания ядерного оружия США

Российские ПВО за ночь уничтожили 170 украинских дронов

К этому часу

Зарегистрирована магнитная буря планетарного масштаба
ЖИВАЯ ПЛАНЕТА

Зарегистрирована магнитная буря планетарного масштаба

от Редакция Пресса.Ру
12.11.2025
0

Ранее мы уже сообщали, что прогнозы синоптиков и ученных относительно погоды на нашей планете не соответсвуют прописным...

Глава МИД РФ Лавров дал интервью российским СМИ

Глава МИД РФ Лавров дал интервью российским СМИ

11.11.2025
Подсудимый по делу об убийстве генерала Москалика признал вину

Подсудимый по делу об убийстве генерала Москалика признал вину

05.11.2025
Двое подозреваемых в убийстве генерала Кириллова признали свою вину

Двое подозреваемых в убийстве генерала Кириллова признали свою вину

05.11.2025
Последние часы наемников и военнослужащих ВСУ в котле Покровска и Купянска

Последние часы наемников и военнослужащих ВСУ в котле Покровска и Купянска

05.11.2025
Пресса России

Сетевое издание «Пресса.ру» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 83539, от 13.07.2022 г.
УЧРЕДИТЕЛЬ: АНО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИНФОРМАЦИИ»
Свежие записи
  • Зарегистрирована магнитная буря планетарного масштаба 12.11.2025
  • Глава МИД РФ Лавров дал интервью российским СМИ 11.11.2025
  • Подсудимый по делу об убийстве генерала Москалика признал вину 05.11.2025
  • Двое подозреваемых в убийстве генерала Кириллова признали свою вину 05.11.2025
Категории
  • АКТУАЛЬНО
  • БЕЛОРУССИЯ
  • ЖИВАЯ ПЛАНЕТА
  • ЗАКОН И ПРАВО
  • КУЛЬТУРА
  • МНЕНИЕ
  • НОВОСТИ
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ПОЛИТИКА
  • РАССЛЕДОВАНИЕ
  • СОБЫТИЯ
  • ЭКОНОМИКА

16+

Главный редактор Фоменко Григорий Григорьевич

  • Эл. почта редактора: pressaruss@yandex.ru
  • Контакты для связи:
  • 8 (495) 637-39-72
No Result
View All Result
  • ГЛАВНАЯ
  • НОВОСТИ
  • СОБЫТИЯ
  • МНЕНИЕ
  • РАССЛЕДОВАНИЕ
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ПОЛИТИКА
  • ЭКОНОМИКА
  • ЗАКОН И ПРАВО
  • ЖИВАЯ ПЛАНЕТА
  • КУЛЬТУРА
  • БЕЛОРУССИЯ
  • НАПИСАТЬ НАМ

Сетевое издание «Пресса.ру» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 83539, от 13.07.2022 г.
УЧРЕДИТЕЛЬ: АНО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИНФОРМАЦИИ»