Прошло уже 125 лет, а трамвай остается одним из самых востребованных видов городского транспорта во всем мире. Более ста лет потребовалось человечеству, чтобы осознать, что будущее — за общественным транспортом на электрической тяге.
История трамвая началась в далеком 1899 году, когда 6 апреля в Москве была открыта первая линия необычного для жителей города общественного транспорта. Уже на следующий день, 7 апреля, новые диковинные вагоны на электрической «тяге» вышли на улицы Москвы.
Однако уже в 1872 году появились первые вагоны, передвигающиеся по рельсам на конной тяге, так называемые «конки». В первое время москвичи воспринимали их больше как аттракцион и катались, зачастую, целыми семьями, как мы сейчас на теплоходах. Но очень скоро многие оценили новый вид транспорта, и в час пик конки пользовались большим спросом, ведь они вмещали до 40 пассажиров.
Первая линия электрического трамвая в Москве проходила от Масловки до Петровского парка, потом – до Тверской заставы. Мчались трамваи с немыслимой для тех времен скоростью – до 25 км/ч. Известен исторический факт: полицмейстер Трепов открыто возмущался тем, что «транспорт для простолюдинов» передвигается быстрее, чем его собственный экипаж, запряженный тройкой лошадей.
Вагоны первых московских трамваев зарубежного на тот момент производства были деревянными и узкими, из-за чего дамам в широких юбках приходилось отказываться от поездок на новом транспорте.
Позже, в 1920 году, появились вагоны советского производства, выпускаемые в Коломне. Несмотря на свою значительную вместимость до 120 человек, они оставались такими же узкими, как и зарубежные вагончики. И только в 1936 году был налажен выпуск более комфортабельных трамваев. После окончания Великой отечественной войны обновленную модель трамвая начали собирать уже в Тушино.
Кстати, трамваи не останавливали свою работу и во время ВОВ даже во время бомбежек. Когда 16 ноября 1941 года остановился на один день московский метрополитен, трамваи продолжали движение, доказав свою необходимость в трудные времена.
Сегодня, когда столица наполнена огромным количеством автомобилей, решение проблем с пробками на дорогах связывают с развитием именно массового общественного транспорта.Современные трамваи стали очень комфортабельными: тихими, с плавным ходом, просторным салоном и удобными сиденьями.
Москва может похвастаться особыми, низкопольными трамваями, двигающимися по специально выделенным полосам. Такие трамваи превратились практически в наземное метро: бесшумные, с климат-контролем, с плавным движением и панорамным видом.
Вот так, являясь самым древним видом городского пассажирского транспорта, трамвай по-прежнему остается самым популярным и любимым наземным транспортом большинства москвичей в наши дни.
Давай поедем на трамвае!
Вот просто так, возьмём и сядем,
В любой из них — не выбирая,
И на маршрут совсем не глядя!
Войдя в распахнутые двери:
Мы сядем рядом у окна —
Большого, словно в галерее,
Чтоб красота была видна!
Прекрасные стихи о трамвае от Артура Гарипова
Материал подготовила Екатерина Полозова, «Национальный центр информации»