16 мая 1924 года, 101 год назад, вышел первый номер журнала «Мурзилка». Его главный герой — желтый пушистый зверек Мурзилка — стал лучшим другом для нескольких поколений советских, а затем и российских детей. Вместе с ним миллионы маленьких читателей узнавали, что хорошо, а что плохо, совершали открытия в окружающем мире, разгадывали ребусы и головоломки. Со временем обычный детский журнал стал по-настоящему легендарным (материал «Лента .ру»).
Первый номер «Мурзилки», увидевший свет в 1924 году, был еще не самостоятельным изданием, а приложением к советской «Рабочей газете». Журнал, изначально ориентированный на детей в возрасте от четырех до семи лет, выходил раз в месяц. В «Мурзилке» печатали произведения признанных классиков детской литературы: Агнии Барто, Михаила Пришвина, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Николая Носова, Аркадия Гайдара, Виталия Бианки, а также различные задачки, загадки и советы, как сделать игрушки из подручных материалов.

Над журналом работали и весьма известные художники. В разное время с изданием сотрудничали Константин Ротов, Михаил Храпковский, Дементий Шмаринов, Владимир Сутеев, Евгений Рачев и другие. Как правило, обложка была разноцветной, а рисунки внутри журнала — черно-белыми.
Но вот его талисман — забавный желтый зверек — появился не сразу. Изначально Мурзилкой звали озорного щенка из рассказа детского писателя Александра Федорова-Давыдова «Мурзилкин первый день». Именно с этого произведения начинался дебютный номер журнала: «Весь он был какой-то лохматый, шершавый; на мордочке у него шерсть торчала вроде стариковской бороды; одно ухо висело вниз, другое — было поднято вверх».
В журнале была рубрика «Мурзилкин клуб», где печатали письма от имени различных животных: «Уважаемый Мурзилка! Поздравь меня. Вывелись у меня из икринок 85 прелестных крошек-головастиков. Я целыми часами сижу на гнилом бревне и любуюсь, как они играют в воде. Через 15 дней у них вырастут задние ножки, а еще через 15 дней и передние. Тогда они будут настоящие лягушки».
И хотя «Мурзилка» был не первым детским журналом в СССР (журналы «Северное сияние» писателя Максима Горького и «Новый Робинзон» поэта Самуила Маршака), но именно «Мурзилка» стал журналом, адресованным маленьким детям. Оказалось, что потребность в таких изданиях была огромной, — об этом свидетельствует стремительное увеличение тиража «Мурзилки» с 20 тысяч в 1924 году до 200 тысяч к 1930 году.

Сохранилась реклама «Мурзилки», напечатанная в 1929 году в журнале «Прожектор». На ней изображен плачущий ребенок: «А!… А!… А!… Папа не… выписал мне… «Мурзилку»».
Любимым героем читателей быстро стал непоседливый щенок Мурзилка, совершавший добрые шалости. Однако со временем он стал все реже появляться на страницах журнала. В итоге главного героя журнала стали забывать, а в начале 1930-х годов и вовсе исчез.
Имя Мурзилки теперь встречалось только в названии журнала и в разделе «Мурзилкина почта», где печатались письма читателей, в которых дети делились своими жизненными наблюдениями, рассказывали о родных и друзьях, писали о своих интересах и достижениях, а также фантазировали о том, каким может быть будущее.

Сразу после исчезновения Мурзилки со страниц журнала редакцию стали заваливать письмами с просьбой вернуть любимого героя. И Мурзилка вернулся летом 1940 года, объявив, что он никуда и не уходил, а просто стал невидимкой. Вместо него читатели видели силуэт с красным беретом и фотоаппаратом. К образу также были добавлены очки, пионерский галстук, шорты и сандалии. В начале 1941 года герой превратился в обычного мальчика-пионера.
Во время Великой Отечественной войны Мурзилка в очередной раз исчез, уступив место публикациям историй о подвигах солдат и партизан, описаний быта детей в тылу.
Полюбившийся детям желтый зверек вернулся (теперь уже насовсем) только в январе 1959 года со стихотворением поэта Геннадия Мамлина. Номера «Мурзилки» стали более красочными, рисунки стали цветными, а тираж вырос до миллиона экземпляров. Снова изменились и темы: теперь журнал учил детей заботиться о близких и беречь природу, принимать решения и брать ответственность за свои поступки. А в редколлегию входили Барто и Маршак.
Одновременно с этим вышла серия поучительных мультфильмов о Мурзилке: «Приключения Мурзилки», «Опять двойка», «Мурзилка и великан» и «Мурзилка на спутнике». Мурзилка выступал здесь в роли специального корреспондента журнала, но выглядел как обычный мальчик.
Летом 1974 года в журнале стала выходить повесть детского писателя Виталия Коржикова «Приключения Мурзилки». В повести Мурзилка отправился в дальнее путешествие, во время которого катался на уссурийском тигре, дрался с акулой, летал на воздушном змее, подружился с жирафом и носорогом, чуть не заблудился в индийских джунглях и использовал осьминога в качестве парашюта. Во время публикации повести тираж журнала достиг почти шести миллионов экземпляров. Большой популярностью у читателей «Мурзилки» также пользовался детектив «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды».
Не все взрослые, которые читали журнал в детстве, знают, что он продолжает существовать. Современный «Мурзилка», в отличие от прежнего, рассчитан уже на детей постарше — от 6 до 12 лет. Сегодня журнал знакомит читателей с творчеством зарубежных и российских писателей, шедеврами мировой живописи, рассказывает о знаменитых путешественниках, сообщает новости из мира науки и техники. В журнале также осталась развлекательная рубрика с головоломками.
«Журнал моего детства, детства моей мамы и детства моей бабушки», «Познавательный, увлекательный, прекрасный детский журнал!», «Самый любимый журнал в детстве, интересный и развивающий, много полезной информации», — такие комментарии о журнале оставляют пользователи.

За 100 лет у журнала накопилось много наград: в 2012 году «Мурзилка» попал в Книгу рекордов Гиннеса как «журнал с самым длительным сроком издания», в 1974 году получил орден «Знак Почета». Журнал становился лауреатом премии Союза журналистов Москвы и премии правительства России в области СМИ «за сохранение лучших традиций отечественной детской литературы и большой вклад в воспитание подрастающего поколения». Журнал заслужил похвалу знаменитой шведской писательницы Астрид Линдгрен, придумавшей Карлсона и Пеппи Длинныйчулок.
«Основная миссия журнала сегодня — продолжать то, что он делал сто лет назад, — нести доброе и вечное», — заявил коммерческий директор «Мурзилки» Игорь Загоруйко. «План [у «Мурзилки» на ближайшие сто лет] такой же, как и в начале прошлого века. План очень важный, заключается он в том, чтобы у детей в младшем возрасте зарождалась любовь к чтению, формировалось правильное представление о том, что такое жизнь вокруг, … формировать правильные … ценности и передавать эти ценности из поколения в поколение».
«Национальный центр информации»