Идея строительства в столице подземной железной дороги появилась еще в XIX веке, но к работам приступили лишь в начале 1930-х годов, когда стало совершенно очевидно, что общественный транспорт (представленный в основном трамваями) не справлялся с пассажирскими перевозками. После транспортного коллапса, случившегося в Москве 6 января 1931 года, когда в городе на день встал весь транспорт — от трамваев до извозчиков, в столице началось строительство метро.
И вот сегодня, 4 февраля 2025 года исполняется 90 лет с того дня, как в Московском метро по всей линии от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» прошел первый испытательный поезд.

Москва стала первым городом в СССР, где в 1935 году была открыта линия метро. Подготовительные работы к строительству метро развернулись весной 1932 года, а к октябрю 1934 года было завершено сооружение первой очереди от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры».
15 октября 1934 года от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники» началась обкатка одного пути ‑ был пущен первый пробный поезд, состоящий из двух вагонов: №1 ‑ моторного, красного цвета и №1001 ‑ прицепного, песочного цвета. Моторный вагон №1 и прицепной №1001 были изготовлены 27 августа 1934 года.

Проектированием первых вагонов московского метро занималось Центральное вагоностроительное бюро Всесоюзного объединения вагоностроительных и тормозных заводов. Электрооборудование вагонов проектировалось на заводе «Динамо», где оно и производилось. Кузова и тележки строил Мытищинский вагоностроительный завод. По сравнению с железнодорожными вагонами, вагоны метро имели меньшую ширину (2,7 м вместо 3,1), что позволило снизить объемы строительных работ.
Вагоны получили индекс (обозначение) «А». Вагоны типа «А» имели сварные кузова и тележки. Максимальная скорость моторных вагонов типа А равнялась 65 км/ч. Каждый вагон секции имел четыре пары двухстворчатых дверей и по 44 сидячих места (с пружинными диванами с кожаной обивкой). Самые первые поезда метро внутри были отделаны линкрустом — желтым фактурным картоном.

Первые вагоны метро были окрашены в желто‑коричневый цвет. Это был стандарт, по которому окрашивались мотор‑вагонные и электрические поезда. Точно так же были окрашены пригородные электрички на московском узле. Верх электропоезда должен был быть окрашен в цвет слоновой кости, а низ – коричневым цветом.
24 сентября 1934 года первая секция метровагонов пришла из Мытищ в депо «Северное».
Через два дня после первого пробного прохода поезда, состоявшегося 4 февраля 1935 года, первыми пассажирами Московского метро стали делегаты VII Всесоюзного съезда Советов. 19 февраля началось регулярное учебное движение по трассе. В период обкатки тысячи москвичей ‑ передовиков производства, получили возможность проехать по первой линии лучшего в мире метрополитена.
В 4 часа 30 минут утра 15 мая 1935 года первый двухсекционный состав (маршрут №1) вышел из депо на линию. Было начато движение поездов между станциями «Сокольники» и «Парк культуры», с ответвлением к Смоленской площади (станции «Коминтерн», «Арбатская» и «Смоленская»). Позже метропоезда стали формировать из четырех вагонов (двух секций), а с марта 1936 года — из шести вагонов (трёх секций).

Сегодняшние вагоны столичного метро по уровню комфорта, удобства и технологичности превосходят большинство мировых аналогов и сделаны с учетом пожеланий как пассажиров, так и машинистов.
Но в то же, время москвичи с удовольствием ездят на ретро вагонах, напоминающих им о далеком прошлом из истории Москвы.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников, Екатериной Полозовой, «Национальный центр информации»