19 (6) августа 1915 года в неравном бою с германской эскадрой погибла канонерская лодка «Сивуч», прозванная современниками за это героическое сражение «Балтийским Варягом». Как известно, вместе с “Варягом” приняла бой и канонерская лодка “Кореец”. Удивительно, но по иронии судьбы рядом с ” Сивучем” в начале боя оказался именно этот корабль.
“Сивуч” и капитан Черкасов.
Канонерку “Сивуч” ввели в строй в августе 1908 года. Это был небольшой кораблик-трудяга, и имя он носил негромкое. В период ПМВ “Сивуч” производил установку мин в Рижском заливе, а также обстреливал позиции немцев в прибрежной зоне и занимался будничными делами. В то время большие корабли (линкоры и крейсера) берегли. Как правило, они стояли в хорошо защищенных портах, ну а тяжесть войны несли недорогие суда: канонерки, эсминцы, миноносцы и т. д.
Командовал лодкой и в целом дивизионом канонерок Петр Черкасов – представитель древнего дворянского рода из семьи потомственных морских офицеров. В годы Русско-японской войны (1904 – 1905 гг.) Петр Нилович отличился особенно и получил 5 орденов. Служил герой на легендарном броненосце “Севастополь”, который затопили 2 января 1905 г. у берегов Порт-Артура, чтобы судно не досталось японцам. Кроме того, в 1912 г. он окончил Морскую академию и стал капитаном 2 ранга (капторангом).
И вот, 19 августа 1915 года немецкая эскадра прорвалась через Ирбенский пролив и рвалась на помощь германской армии для штурма Риги. Здесь, на Балтике, эту эскадру встретил “Сивуч”. И не отступил, и не сдался (канонерская лодка “Кореец” участвовала в первой части боя, получила повреждения, после чего потерялась в темноте).
Морской офицер Г.К. Граф вспоминал: «Это был короткий, но жестокий бой. “Сивуч” был весь расстрелян: он сразу же получил много подводных и надводных пробоин. Всюду на нем возникли пожары, и он стал представлять собой сплошной костер. Но, хотя борта и были накалены уже докрасна и всюду стали взрываться снаряды и патроны, он боя не прекратил до последней минуты». «Сердце разрывалось от боли при виде этой картины, – вспоминали свидетели этого героического боя. – Весь в огне, содрогаясь от получаемых ударов, “Сивуч” непрестанно отвечал стрельбой. Видно было, как у орудий суетились люди, стреляли, падали, исчезали в пламени огня и груде обломков. Лодка шаталась, медленно кренилась и, захлестываемая волнами, продолжала отстреливаться до тех пор, пока не стала погружаться в морскую пучину».
В 21:30 все было кончено ‒ перевернувшись, «Сивуч» ушел под воду… Из 148 человек команды «Сивуча» немцы подобрали из воды 2 офицеров и 48 матросов, из которых лишь 15 не имели ранений (впоследствии, 8 из спасенных моряков скончались от полученных ран). Командир «Сивуча» Петр Нилович Черкасов, до последних минут руководивший боем, погиб вместе со своим кораблем. За свой последний бой капитан Черкасов был посмертно награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и произведен в следующий чин ‒ капитана 1-го ранга. Трагедия гражданской войны сделала подвиг “Сивуча” практически неизвестным широкой общественности..
Родина помнит имена своих героев, чтит через года, через века.
“Национальный центр информации”