«Эти образы, которые он создал, стали частью нашего мировоззрения. Они ушли с экрана, но стали частью нашей жизни, нашего бытия, сознания, нашего национального мира»
(Карен Шахназаров, кинорежиссер)
Вячеслав Тихонов родился в подмосковном Павловском Посаде 8 февраля 1928 года в обычной советской семье: мать Валентина Вячеславовна работала воспитательницей в детском саду, а отец Василий Романович — механиком на ткацком заводе.
Любимыми предметами Славы в школе были история, физика и математика. В свободное от учебы время он помогал отцу. Но уже тогда будущий артист интересовался кино и с удовольствием ходил с друзьями в кинотеатр.
В 1941-м школу, в которой учился Тихонов, переоборудовали под военный госпиталь, и 13-летний Слава поступил в ремесленное училище на токаря. После получения профессии Вячеслав устроился на завод, где в те тяжелые для страны годы трудился, выполняя заказы на обработку военных деталей.

Спустя 3 года, по рекомендации родителей юный Тихонов поехал в Москву для получения образования: мать хотела, чтобы ее сын стал агрономом, а отец видел в мальчике инженера-механика.
«Я приехал в Москву поступать в автомеханический и часами бродил около «Мосфильма» — тянуло туда любопытство, а может быть, это была интуиция. Меня, естественно, не пускали дальше проходной… Мне рассказали про ВГИК, и я пошел поступать», — рассказывал в интервью Тихонов.
Из-за высокой конкуренции поступить с первого раза Тихонову не удалось. Но после успешного прохождения вступительных экзаменов, Вячеслава приняли на актерский факультет к мастерам Ольге Пыжовой и Борису Бибикову.
Уже на 2-м курсе юного студента пригасили на роль Владимира Осьмухина в экранизации Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Это был удачный дебют. В 1950 году актер с отличием окончил ВГИК и начал работать в Театре-студии Киноактера.
После 7 лет актерской работы и участия всего в 5-ти постановках, актера Тихонова позвали в киностудию имени Максима Горького. Именно это предложение помогло Вячеславу отбросить все терзавшие его сомнения и принять решение оставить театральную жизнь.
А дальше…Появился киноактер Вячеслав Тихонов. «У нас сроду так. Как разгонятся одного хвалить, так и хвалят, не притормаживая», — фраза главного героя тракториста Матвея Морозова, роль которого исполнил Вячеслав Тихонов в фильме «Дело было в Пенькове» (1957), «пошла в народ».

Зрителям Матвей сразу запомнился по своим безумным поступкам: он и трактор вывел из строя, петуха соседского «угостил» водкой и даже грозился уйти из колхоза: «дайте только справку». Матвею/Тихонову удалось влюбить в себя зрителей и одновременно привлечь внимание режиссеров к своей особенной манере исполнения. Сам актер именно эту роль считал своей лучшей работой в кино.
Кстати, ради исполнения роли Вячеславу пришлось пойти на немалые жертвы: уж слишком красивыми и «городскими» для простого парня были данные у актера. А потому гримеры всячески старались изменить внешность Тихонову: осветляли волосы и меняли форму бровей, учили развязной походке.
В экранизации «Война и мир» (1967) по роману-эпопее Льва Толстого Вячеслав Тихонов сыграл князя Болконского. Интересно, но, когда Тихонов пришел на пробы, режиссер Сергей Бондарчук его без колебаний «отсеял» и стал искать другого актера. И только по личному настоянию министра культуры Екатерины Фурцевой, «чтобы Болконского играл именно Вячеслав Васильевич», актер получил роль.
Этот фильм получил много наград, в том числе премию «Оскар» (1968). По опросу журнала «Советский экран», Людмила Савельева, сыгравшая Наташу Ростову, и Вячеслав Тихонов, исполнивший роль Андрея Болконского, были признаны лучшими актёрами 1967 года. Но роль Андрея Болконского далась Тихонову нелегко. Он остался недоволен собой в этой роли, а после работы над фильмом долго был опустошен, и даже думал уйти из профессии. Но до сих пор многие зрители, а также известные режиссеры, писатели не согласны с мнением актера о своей роли и говорят, что не видят никакого другого актера в роли Болконского, кроме Тихонова.

А в 1973 году на экранах появился Штирлиц в телесериале режиссера Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Что ни говори, но у большинства из нас фамилия актера ассоциируется именно с ролью Штирлица — разведчика Максима Максимовича Исаева. Этот герой Вячеслава Тихонова принес всенародную славу актеру, став «звездной» ролью Тихонова.
«В нем есть баланс между вымыслом и фактом, между жесткостью и жестокостью, есть лирика, но нет сантиментов, нет и упрощений. В нем нет шаблонной бесспорности правильных и неправильных поступков. Есть образы и историческая правда; «перебора» художественных допущений нет», — отзывался о фильме Вячеслав Васильевич.
Свою важную и непростую роль он репетировал в темное время суток в аэропорту Внуково, когда в спокойном большом зале ожидания никто не отвлекает, и в голову не лезут посторонние мысли. Образ Штирлица был создан Тихоновым настолько достоверно, что в реальность его существования поверили миллионы зрителей.
С конца 60-х годов актер создает на экране образы настоящих русских интеллигентов. Одним из первых таких персонажей стал учитель истории Илья Семенович Мельников в фильме «Доживем до понедельника», ставшим у многих зрителей одним из любимых с участием Вячеслава Тихонова.
«Белый Бим черное ухо» (1977) — трогательная история, снятая по книге, заставила сжаться сердца всех зрителей. Этот фильм о преданности пса Бима изменил отношение многих людей к животным. Сыграв скромного писателя, Тихонов смог не только подружиться с псом, но и отойти от привычного образа Штирлица, который ему (с подачи СМИ) изрядно поднадоел.
Интересно, что, когда собаке и актеру нужно было сыграть радостную встречу, режиссер решил разлучить их на пару дней, чтобы главные герои успели соскучиться друг по другу. После этого кадр сняли с первого дубля, поскольку Степан (настоящее имя собаки) и Вячеслав искренне радовались встрече.
После премьеры фильм номинировался на кинопремию «Оскар» в 1979-м году. Несмотря на то, что иностранной награды «Белый Бим черное ухо» так и не получил, журнал «Советский экран» объявил советскую экранизацию лучшим фильмом года. За свою роль в фильме Вячеслав Тихонов был награжден Ленинской премией за произведения литературы и искусства для детей.
Последней ролью Тихонова на экране очень символично стала роль Бога в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» (2006).

Тихонов всегда пользовался большим уважением и любовью своих современников. Имея огромную армию поклонников и поклонниц, Тихонов был скромным и никогда не болел «звездной болезнью». Он неохотно давал интервью, не любил выступать в прессе и всегда говорил лишь о том, что его по-настоящему волновало.
Вячеслав Васильевич был оценен и властью: Народный артист СССР (1974), Герой Социалистического Труда (1982), лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии СССР (1970 г. за картину «Доживем до понедельника»), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976 г. за сериал «Семнадцать мгновений весны») и т.д. В 2001 году Вячеслав Тихонов стал лауреатом единственной в России профессиональной кинематографической награды – Национальной премии «Ника» Российской Академии кинематографических искусств в номинации «Честь и достоинство».
Материал подготовила Екатерина Полозова, «Национальный центр информации»