«Самый страшный враг прогресса — предрассудок: он тормозит, он преграждает путь к развитию», — К. Станиславский
17 января день рождения актёра и режиссера, чье имя известно даже людям, не знакомым с театром. Константин Станиславский — человек, который заставил актёров играть по-новому, и сделал русский театр передовым. Именно ему принадлежит известная фраза: «Не верю!».
Станиславский совершил настоящую революцию в театральном искусстве, создал совершенно новый театр. По его системе актёры во всём мире учатся играть уже более 100 лет.
Родился будущий режиссёр 17 января 1863 года в Москве, в семье купца Сергея Алексеева. Его мать была дочерью известной парижской артистки Мари Варлей. Станиславский считал, что именно ей обязан своими актёрскими способностями. Кроме того, семья в целом любила театр, посещала его, а также ставила дома сценки. Потом хобби стало основой его жизни.

Псевдоним «Станиславский» будущий основатель МХАТа Константин Алексеев взял себе в 1885 году (фамилия отца-фабриканта очень мешала занять своё место в творческой среде). В итоге, изменив отношение в обществе к профессии актера, в 35 лет Станиславский стал режиссёром театра.
В 1897 году произошла судьбоносная встреча Станиславского с драматургом Владимиром Немировичем-Данченко, ставшей основой для создания Московского художественного театра. В 1902 у МХТ появилось собственное здание, которое подарил театру меценат Савва Морозов.
Станиславский требовал от актёров «играть, как в последний раз, проживать роль» (даже на репетициях). В актерскую практику он ввёл психофизические упражнения, основанные на йоге. От актёров требовалось также следить за собой на подмостках и вне сцены. Система Станиславского предусматривала поддержания определённого морального облика актёра.

Станиславского получил признание не только в театре; его ценили и как коммерсанта. Он получил Гран-при Всемирной промышленной выставки в Париже за достижения в золотоканительном производстве. Также он следил за новинками и вовремя перевёл фабрику на передовое производство электропроводов.
До 54 лет он совмещал жизнь фабриканта и режиссёра, а в 1917 году судьба поставила точку в его метаниях. Станиславскому оставили театр. В 1919 году он стал «академическим» и «родился» МХАТ. Его не тронули благодаря постановке «На дне» Максима Горького, где, кстати, он сам играл Сатина.
В 1923 году Мхатовские гастроли по США имели невероятный успех. В дальнейшем по системе Станиславского работали и работают такие звезды, как Марлон Брандо, Мэрилин Монро, Роберт Де Ниро, Микки Рурк, Джек Николсон и многие другие.
Последние годы Станиславский болел и работал с актёрами на дому. Он умер 7 августа 1938 года.

«Долго жил. Много видел. Был богат. Обеднел. Имел хорошую семью, детей. Искал славы. Нашел. В чём счастье на земле? В познавании, в искусстве и в работе. Познавая искусство в себе — познаешь душу…», — так о себе написал Станиславский 20 января 1933 года.
В наши дни, говоря о театре, имя Константина Станиславского упоминается наравне с Шекспиром и Чеховым.
Материал Екатерины Полозовой, «Национальный центр информации».