Волшебная, чарующая, необыкновенно мелодичная музыка…Сегодня, 4 марта, исполняется 100 со дня рождения композитора, блистательного аранжировщика и талантливого дирижера – Поля Мориа.
Его прекрасная музыка знакома нам с детства: заставка к передачам на телевидении или радио, мелодия песни, выплывающая откуда-то из глубин нашей памяти. Все, за что брался Мориа, он доводил до какого-то искрящегося совершенства. В музыке, написанной и аранжированной Полем Мориа, даже сейчас, сквозь годы, слышна молодая энергия. Мастерство, талант, трудолюбие – наверное, это и есть секрет таланта Мориа.
История жизни Поля Мориа началась в Марселе – городе солнца, моря и музыки. Уже в четыре года мальчик сел за инструмент под чутким руководством отца, который сам когда-то мечтал о музыкальной карьере. Именно отец показал, какие звуки можно извлечь из клавиш, открыв для талантливого сына мир классической и популярной музыки.
Вскоре отец был немало удивлен, когда в один прекрасный день услышал несколько видоизмененные варианты уже знакомых мелодий в исполнении сына. Оказалось, что Поль не только запомнил, как играть песенки – он решил изменить их на свой манер. Отец внутренним чутьем понял, что в его семье подрастает талант. А потому вопрос о будущей карьере подрастающего сына в семье не ставился.
Поль Мориа был зачислен в музыкальную консерваторию Марселя. Он был великолепным аккомпаниатором, легко читал с листа партитуры и скоро стал лучшим студентом в консерватории. Обладая тонким слухом от природы, он с легкостью импровизировал и перекладывал уже известные композиции на джазовый манер. Смущённо пожимая плечами, Поль говорил, что «занимался этим всю жизнь, сколько помнил себя».
Ещё в юности он обожал джаз – и в большинстве мелодий, исполняемых им, звучали характерные для джаза музыкальные вставки. Преподаватели восхищались необычным талантом студента, удивляясь его умению делать современные аранжировки на классические произведения, вставляя в них мелодику кантри и новые ритмические отрывки.
Увы, родителям не довелось увидеть своего сына на вершине мировой славы, но именно благодаря им талантливый музыкант после окончания (с отличием!) консерватории переехал в Париж. Оставаясь верным джазу, Поль Мориа в 17 лет собрал свой первый коллектив, который быстро завоевал популярность во Франции, а затем и в Европе. Уникальная манера исполнения и авторские аранжировки стали визитной карточкой коллектива.
Работая в Париже совместно со звукозаписывающей компанией «Barclay», Поль Мориа сделал аранжировки таким звёздам, как Шарль Азнавур, Далида, Морис Шевалье.

Но настоящая слава пришла к композитору в 1962 году, когда Мориа совместно с Франком Пурселем написал песню «Chariot», завоевавшую Гран-при на «Евровидении». Позже эта песня, переименованная в «I Will Follow Him», покорила весь мир.
Особое место в творчестве Мориа занимает его сотрудничество с композитором Мишелем Леграном. Наиболее известной совместной работой стала аранжировка темы из фильма «Шербурские зонтики» (1964). Мориа удалось сохранить драматическую сущность оригинальной мелодии, придав при этом, ей более оптимистичное звучание. Версия Поля Мориа приобрела самостоятельную жизнь и часто исполнялась оркестром на концертах.

В 1966 году Поль Мориа стал музыкальным директором Мирей Матьё, написав для неё совместно с поэтом Андре Паскалем хит «Mon credo». Весной 1967 года оркестр маэстро вместе с артистами парижского мюзик-холла «Олимпия» сопровождал певицу во время гастролей в Москве, Ленинграде и Казани.
Однако главным делом жизни Поля Мориа стал его гранд-оркестр, основанный в 1965 году. С ним он записывал инструментальные версии популярных песен, переосмысливал классику и создавал собственные шедевры. Без малого три десятилетия Поль Мориа выпускал альбом за альбомом, предлагая свое собственное видение европейских поп-шлягеров и рок-хитов, джазовых стандартов, мелодий из разных стран и уголков мира.

Вскоре гранд-оркестр Поля Мориа стал настолько знаменит, что его мелодии звучали буквально отовсюду. В Европе, Японии, Бразилии, Соединенных Штатах – везде коллектив встречали с неизменно большой радостью.
В Советский Союз Поль Мориа приезжал всего дважды, но его композиции были знакомы практически каждому. Заставки к программе «Кинопанорама», «В мире животных» и другие были у всех на слуху, однако, далеко не каждый мог назвать автора столь полюбившихся мелодий.
В 1978-м, благодаря приглашению композитора Никиты Богословского, председателя общества «СССР-Франция», оркестр Мориа приехал в СССР. Билетов в кассах не осталось за месяц до начала гастролей, а сам Мориа, выйдя в первый раз на московскую сцену, был совершенно поражен овациями — он и не подозревал, что в далекой России он хоть кому-то известен.
Именно в ту поездку произошла знаменательная встреча композитора и дирижера с бардом Сергеем Никитиным, в результате которой в репертуаре оркестра появилась написанная Никитиным совместно с Виктором Берковским горячо полюбившаяся всеми песня «Под музыку Вивальди».

Любовь к русской музыке и русской земле Поль Мориа пронес сквозь всю жизнь. Его альбом «Russie de toujours» («Вечная Россия»), записанный им еще в середине 1960-х, переиздавался впоследствии несчетное количество раз и на виниловых пластинках, и на CD.
Сам Поль Мориа всегда предпринимал попытки обмена опытом, приезжая в другие страны, считая, что «так было легче преодолеть культурные ограничения». Именно благодаря таким поездкам Поля Мориа мир узнал о коллективе мексиканских трубачей, о котором мало кому было известно на тот момент. Да и о бразильских виолончелистах в Европе и Америке тоже узнали благодаря Полю Мориа.
Великолепная музыка Поля Мориа была и будет оставаться частью мировой культуры и жизни, продолжая звучать в наших сердцах вне времени и пространства!
Материал подготовила Екатерина Полозова.