«Сказка станет правдой. Так радость никогда не переведется на земле». (Бианки В. В.)
Этот день был учреждён в 2004 году Федеральным агентством по делам культуры и кино России в честь 200-летия издания первого сборника русских народных сказок, собранных и опубликованных Александром Николаевичем Афанасьевым и отмечается ежегодно 6 апреля (https://persona-strany.ru/den-russkoj-narodnoj-skazki/).
Это не единственный подобный праздник в календаре: Международный день сказок приходится на 7 июня, а в некоторых российских регионах отмечают день или даже ночь русской сказки ещё и 31 октября вместо чужеродного Хэллоуина.

Так что же такое СКАЗКА? Сказка – это волшебная, незабываемая страна. Сказка – это красота природы и жизни, это борьба добра со злом, это победы, суеверия. Дети, слушая сказки, «живут» в сказочном мире, сопереживая главным героям сказок и радуясь вместе с ними, помогают им, учатся отличать «правду от кривды», познают истину и глубокий скрытый смысл сказки.
«Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь» (Евгений Шварц).
Что может быть добрее и мудрее сказки?! В ней все знакомое превращается в волшебное. Сказка — это праздник, который держит нас в ожидании чуда, в которое хочется верить даже взрослым.
Народная сказка на Руси появилась в IX-X веках на основе мифов и народного фольклора, отражающих мировоззрение человека, исторические события и традиции. На Руси вместо слова «сказка» раньше использовали слова «баснь» и «байка», а вместо фразы «рассказывать сказку» употребляли глагол «баять».
Поначалу сказки предназначались для развлечения: их часто рассказывали шуты при дворах князей или богачей, а также скоморохи на площадях. Несколько позже сказки стали носить поучительный характер, и их стали рассказывать детям.
Самым известным и полным сборником русских народных сказок является издание «Народные русские сказки», составленное русским собирателем фольклора А.Н. Афанасьевым в 1855-1863-е гг. Он впервые классифицировал объёмный материал русских сказочных сюжетов и сопроводил их научным комментарием.

Все мы с детства знаем строки из стихотворения Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» Сказка – особый мир, порой, неуютный, тревожный, иногда полный смертельных опасностей, но вместе с тем абсолютно правильно устроенный.
Это тот идеальный мир, в котором никакой поступок не остаётся незамеченным, а любой порок наказывается — будь то жадность, лень, неряшливость, враньё или себялюбие. Пусть и не сразу, но наказывается. (Очень жизненно). В противовес порокам, в сказках вознаграждаются трудолюбие, храбрость, верность, самоотверженность. Конечно, тоже не сразу — после тяжёлых испытаний, которые герои проходят, закаляя свой характер и дух. Но, когда сказочный сюжет подходит к концу – все герои обязательно получают по заслугам. А «кто слушал – тоже молодец» (особенно, если понял смысл, выраженный древним символическим языком иносказаний-метафор).
«Изучение старинных песен, сказок и т.д. необходимо для совершенного знания свойств русского языка» (Пушкин А. С.)
Русский Иван в сказках всегда непрост. Не получая в наследство ни дома, ни земли, ни денег, ему остаётся жить лишь своим умом. Так что Иван-дурак в русских народных сказках — интеллектуал, использующий и развивающий свой ум, мастерство и сноровку.

Очень интересен образ Емели, который ездит на печи по велению волшебной щуки, получая все безо всякого труда. А еще в сказках есть сапоги-скороходы и скатерти-самобранки, явно облегчающие жизнь их обладателям.
Не так давно ученые-литературоведы выдвинули интересную версию о том, что все ездовые печи, сапоги-скороходы и скатерти-самобранки в сказках – это предчувствие будущих технологий, которые сделают нашу жизнь проще. И в самом деле, задолго до того, как человек построил самолёт, слово «самолёт» появилось в сказке, хоть и относилось к ковру. Получается, что — сказки-то не врут, не фантазируют, а просто забегают далеко вперёд.
«Сказки могут вести нас, как путеводная нить» (Ли Виксен).
А еще сказки позволяют сохранить и прикоснуться к нашей исторической культуре и традициям. Так, действие сказки «Колобок» происходили в Ульяновске. В Симбирской губернии (Симбирск – старое название Ульяновска) часто готовили «колебятки» — последний хлеб из квашни. Выглядели они точь-в-точь как Колобок из одноимённой сказки.
Сказки помогали понять и объяснить многие явления природы. В первоначальном варианте сказки «Колобок» каждое из животных, встретившихся на пути Колобка, откусывало от него какую-то часть. Постепенно главный персонаж сказки становился похожим на Луну, а его уменьшение олицетворяло собой лунные фазы в течение месяца.

В сказке «Репка» спрятан глубокий символизм: Репка считается образом Солнца, которое нужно вызволить из Подземного царства, чтобы на Землю пришёл день. По другой версии, Репка заключает в себе накопленные знания главного в роде – Дедки. Весь последующий род сможет воспользоваться этими знаниями, только если не прервётся связь поколений! Поэтому лишь все вместе, объединив силы, персонажи сказки добиваются цели.
«Ведь в сказках и историях содержатся все истины на свете, знаете ли» (Патрик Ротфус).
В сказке «Морозко» главная героиня Настенька отправляется в лес вовсе не из-за прихоти злобной мачехи, а согласно старинному обряду, по которому все девицы должны были пройти испытание, чтобы стать выносливыми, кроткими и терпеливыми. На все вопросы Морозко «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» Настенька всегда кротко отвечала: «Тепло, Морозушко, тепло, Батюшка» …

Какие же они разные, наши русские народные сказки! В них отражаются и чаяния простого народа о лучшей жизни, и высмеиваются человеческие изъяны, из-за которых и попадают впросак даже сильные мира сего.
Но какими бы взрослыми мы не были, СКАЗКИ всегда остаются с нами. Мы с удовольствием продолжаем погружаться в их невероятный волшебный мир – мир детских небылиц, позволяющий найти, порой, самого себя и ответы на волнующие нас вопросы.
Видимо, человек в любом возрасте нуждается в особом языке сказки, чтобы прояснить что-то важное для себя.
«Любить сказки способна только простая, бесхитростная душа и спокойная совесть» (Полонский Я. П.)
Материал Полозовой Екатерины, «Национальный центр информации»