Будущий известный советский композитор-песенник, народный артист СССР Марк Григорьевич Фрадкин появился на свет 4 мая 1914 года.
Его малая родина — старый город на карте Беларуси — Витебск, подаривший миру многих знаменитостей. Весной 1914 года в семье еврейских врачей родился мальчик, но это счастливое событие затмила Первая мировая война, потом – революция и война гражданская.
Отец Марка погибнет в Курске в 1920-м якобы от рук белогвардейцев. По крайней мере, вдове его, Евгении Мироновне, комиссары выдадут на этот счет соответствующую бумагу.

Ну, а дальше маленькому Марку была уготована участь уличной шпаны. Но, видно, от природы было в нем заложено что-то доброе, тянущееся к свету. Он рос пытливым, любил возиться с механизмами, обладал абсолютным музыкальным слухом и даже пробовал сочинять – пока только стихи.
Марк закончил семилетку, поступил в политехнический техникум, стал работать инженером на швейной фабрике. Говорят, в нем даже проснулся дух изобретательства. Но тяга к искусству оказалась сильнее. Он увлекся театром, благо внешность позволяла почувствовать себя звездой сцены. Сначала Марк посещает фабричный театральный кружок, а в 1934 году уезжает в Ленинград и поступает в ЛГИТМИК, закончив который, становится актером Минского ТЮЗа.
Там Фрадкин пробует писать песни к спектаклям и предпринимает попытку продолжить свое образование уже в Белорусской консерватории. Но из-за войны настоящего музыкального образования будущий маэстро получить так и не смог.
«Марк Фрадкин – это самородок, выдающийся мелодист. Он рассказывал людям об очень важных вещах нашей жизни музыкальным языком. Его «Случайный вальс» — это песня, сразу хватающая за сердце», — так писал о нем композитор Оскар Фельцман.
В 1939 году призванному на службу в РККА Марку командование поручает организовать самодеятельный ансамбль. А когда началась Великая Отечественная, Фрадкин получает назначение в ансамбль песни и пляски Юго-Западного фронта. В составе артистических бригад этого коллектива он колесит по передовым и госпиталям, выступает в качестве дирижера и аккордеониста. И тогда он по-настоящему увлекается песенным творчеством.
На фронте Фрадкин познакомился с поэтом Евгением Долматовским, в соавторстве с которым вскоре рождаются подлинные шедевры, замечательно передающие дух времени: прежде всего, это песня «Ой, Днепро», призванная поддержать в ноябре 41-го моральный дух советских солдат, вынужденных оставить Киев; песня «Случайный вальс», ставшая любимой у всех поколений. За «Днепро» Марка Григорьевича наградили орденом Красной Звезды, а ушедший «в народ» «Вальс» подвергался резкой критике и даже был одно время запрещен. Это никак, впрочем, не помешало творческому союзу творить и дальше – за последующие несколько десятилетий Фрадкин и Долматовский создали вместе 55 песен.
«В песенном жанре Фрадкин нашел подлинное признание, в каждую песню композитор вкладывал частицу своего сердца. Отсюда – их удивительная искренность, жизненность, близость к народным истокам», — это слова Бориса Александрова, руководителя Краснознаменного ансамбля Советской Армии.
В 1944 году Марк Фрадкин вступает в Союз композиторов, и с той поры вплоть до смерти в 1990-м неизменно оставался в ряду самых известных советских мастеров песенного жанра. Им было создано более двухсот песен, а несколько десятков из них прочно вошли не только в историю советской музыки, но и в историю советской страны и миллионов ее граждан.

Свою карьеру он продолжил в Москве. Но малую родину он не забывал, она вдохновила его на написание нескольких песен, в том числе «Вернулся я на родину». В этой песне есть такие строки: «Седая долгожданная меня встречает мать» … Увы, маму Марка в оккупацию расстреляли немцы, да и сам городок, когда в 1946 году его увидел композитор, больше напоминал руины.
Как вспоминали друзья Фрадкина, он работал над песнями долго и трудно. Многое, посчитав «недоработочкой», так и не решился представить на зрительский суд. «А композиции были вполне приличные, не из разряда современных «однодневок», — тепло говорил о Фрадкине артист Василий Лановой, нередко коротавший с Марком Григорьевичем досуг и слышавший эти песни.
Также долго и тщательно композитор отбирал исполнителей для своих творений. «Коронную песню» Людмилы Зыкиной «Течет река Волга» первым исполнил Владимир Трошин, её также пели Марк Бернес и Майя Кристалинская. Зато на молодые таланты у Фрадкина был поразительный «нюх»! Например, своим «крестным отцом» на эстраде Марка Фрадкина считает Эдита Пьеха.
«Я увидела перед собой удивительно красивого человека с горящими глазами… Марк Григорьевич доверил мне первое исполнение песен «Придумай такое мне имя», «Не бойтесь любви», «В одной судьбе», — вспоминает певица Эдита Пьеха.
Фрадкин сделал репертуар, как говорят специалисты, многим исполнителям. У великой Клавдии Шульженко на протяжении многих лет «на бис» шла песня из кинофильма «Простая история» «На тот большак». От этой композиции «умирали» многие актрисы – Нонна Мордюкова, Людмила Гурченко. Алла Пугачева сумела вдохнуть в нее новую жизнь.
Потрясающая история связана со Львом Лещенко и песней «За того парня». На международном конкурсе в Сопоте в 1972-ом артист не просто завоевал первую премию с песней гражданской тематики, наградами (единственный за всю историю конкурса раз) были отмечены также создатели песни. А легендарные ВИА «Самоцветы» своим названием тоже обязаны Фрадкину – точнее, строчке из песни «Увезу тебя я в тундру». Словом, мелодиями своими Марк Григорьевич «прокатился» по всему СССР, оставив глубокий след. Есть ли тому объяснение?
«Его песни до того молоды, до того свежи, что в них влюбляются, их поют новые поколения исполнителей», — такая оценка в устах композитора Александры Пахмутовой дорогого стоит.
На протяжении жизни Марк Фрадкин не теряет интереса к киноиндустрии — многим он известен в первую очередь как кинокомпозитор. Он получает множество предложений от режиссёров и с удовольствием пишет музыку для фильмов: «Простая история», «Прощайте, голуби!», «Течёт Волга» и «Однажды двадцать лет спустя». За 75 лет жизни народный артист СССР написал музыку к более 50 кинофильмам и стал одним из самых любимых композиторов своего времени.
А вот мнение поэта Михаила Пляцковского:
«В Марке Фрадкине меня привлекает именно то, что он работает, сочиняет свою музыку вне моды. Это отнюдь не означает, что ему чужды современные ритмы и электронные инструменты, разумеется, нет. Просто единственное, что он признает в музыке, это — мелодия сердца, лишь ею жива музыка, а без нее — искусственна и недолговечна.
Если говорить конкретно о фрадкинских мелодиях, то они, прежде всего, удивительно народны в лучшем смысле этого слова. И, скорее всего, поэтому так долго живут и радуют людей. Они у него разные: то на редкость теплые, как в «Морзянке», то стремительные и неудержимые, как в «Тундре», то до хрустальности лирические, как в «Красном коне». Но какими бы они ни были по настроению, их не спутаешь ни с чьими другими, потому что их можно безошибочно узнать, потому что все они — фрадкинские!»
Марк Григорьевич при жизни имел звание Народного артиста. Народным композитором он продолжает оставаться и после своей смерти.
Материал подготовлен на основании данных открытых источников СМИ, «Национальный центр информации»