2 января исполняется 190 лет со дня рождения русского живописца Василия Григорьевича Перова (1834–1882), академика и профессора Императорской Академии художеств, одного из основателей Товарищества передвижных художественных выставок.
В. Перов – автор жанровых сцен, портретов, картин на исторические сюжеты. Среди наиболее известных его работ: «Проповедь в селе» 1861 г., «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» 1862 г., «Гитарист-бобыль» 1865 г., «Тройка», “Ученики-мастеровые везут воду» 1866 г., «Птицелов» 1870 г., «Охотники на привале» 1871 г., «Портрет Ф. М. Достоевского» .
Картина «Птицелов» (1870) из серии «охотничьих» сюжетов была представлена на Академической выставке в 1870 году и на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1871 году. За нее художник получил первую премию от Общества поощрения художеств, а позже В. Перов был удостоен звания профессора.
Но свое признание как неповторимого ходожника он снискал себе еще в юности. После окончания училища в 1862 году Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах», композиция которой была построена на противопоставлении (контрастном сопоставлении) тучного монаха-чревоугодника и хромого слепца, инвалида войны, с мальчиком-поводырем.
В 1860 году Академия присудила Перову малую золотую медаль за картину «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы», которая утвердила художника как наследника сатирического жанра 1840-х годов. Получив право участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, Перов переехал в Санкт-Петербург. Здесь в 1861 году он написал картины «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе»; за первую он получил большую золотую медаль (1867) и право поездки в качестве пансионера за границу.
Осенью 1862 года Перов женился на Елене Эдмондовне Шейнс и в декабре, в качестве пансионера Академии художеств, уехал с ней за границу: посетив ряд городов Германии (Берлин, Дрезден, Дюссельдорф), он приехал в Париж.
В 1863—1864 годах В. Г. Перов жил и работал в Париже. К этому периоду относятся его картины, изображающие европейские сцены уличной жизни («Продавец статуэток»[5], «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Тряпичники»). Получив от Академии разрешение на досрочное возвращение с продолжением пансионерства в России, он вернулся в Москву, где и прошла вся его дальнейшая жизнь. Перов поселился в доме дяди жены — Ф. Ф. Резанова.
Картины — «Тройка», «Приезд гувернантки», «Сцена на почтовой станции» — показывают тяжёлое, унизительное положение наёмных рабочих. Художник так организовал изображение, что персонажи картин как бы с укором смотрят на зрителя — исследователи отмечали, что это свойство будет характерно для целого ряда портретов, выполненных Перовым.
За картины «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» В. Г. Перову было присуждено звание академика. Картину «Тройка» приобрёл П. М. Третьяков.
- В своих портретах Перов сумел обозначить новые, для портретного искусства, социально-психологические перспективы; он стремился воссоздать на холсте человека не только в его материальной конкретности, но и в неисчерпаемости его духовного мира: «Что ни тип, что ни лицо, что ни характер, то особенность выражения всякого чувства. Глубокий художник тем и познается, что изучает, подмечает все эти особенности и потому его произведение бессмертно, правдиво и жизненно» — утверждал Перов.
С сердцах истинных ценителей искусства Василий Григорьевич Перов навсегда останется неповторимым художником, превнесшим свежий критичный взгляд на суровую реальность, заставив взглянуть на происходящее по новому.