В самом сердце «Мосфильма» прошел праздничный концерт «Первые 100 лет». Когда-то здесь снимались картины, вошедшие в Золотой фонд кинематографии: «Калина красная», «Война и Мир», «Анна Каренина», «Солярис» и другие прекрасные фильмы.

Датой рождения киностудии принято считать 30 января 1924 года, когда состоялась премьера фильма «На крыльях ввысь».
Конечно же, советский кинематограф работал в интересах революции. Основная масса фильмов была нацелена на идеологическую работу с пролетариатом. Вместе с тем, режиссёры и актеры советского Мосфильма смогли сохранить и привнести в политизированное кино духовность и нравственность, тягу к высокому и всему новому, сохраняя уважение к прошлому. Особенно им удалось раскрыть неповторимость русской души в таких фильмах, как «Тихий дон», «Волга-Волга», «Веселые ребята», «Трактористы», «Суворов», «Тимур и его команда» и, конечно же, Трилогия о Максиме.
В дни формирования народного ополчения в июле 1941 года партийная организация «Мосфильма» создала из добровольцев целую роту. В состав 21-й дивизии народного ополчения Москвы вошли 280 мосфильмовцев: режиссёры, операторы, инженеры, сотрудники различных служб и цехов. Бывший директор киностудии Аркадий Хачатурьян был назначен комиссаром 63-го стрелкового полка.

Всего на фронты Великой отечественной войны отправились около тысячи работников студии; 146 из них не вернулись с войны. 14 октября 1941 года киностудия решением правительства была эвакуированна в Казахстан, став частью Центральной объединенной киностудии. Съёмки в Москве возобновились лишь в 1944 году.

В послевоенный период фильмов о войне снимается немного. Среди них — ставший культовым — «Повесть о настоящем человеке». Устав от войны, люди, заряженные духом победы, нуждались в других фильмах, вызывающих радость и стремление жить. В нелегкий для страны период восстановления городов и сел Мосфильм выпускает такие картины, как «Верные друзья», «Весна», «Кубанские казаки», «Встреча на Эльбе», «Свадьба с приданным» и «Степные зори».
Самая реалистичная и наименее идеологизированная — музыкальная комедия Григория Александрова «Весна». В картине неповторимая Любовь Орлова снялась сразу в двух ролях — артистки оперетты и известной ученой; Николай Черкасов из «Александра Невского» — в роли «альтер эго» самого постановщика, а звезды «Подкидыша» Фаина Раневская, Рина Зеленая и Ростислав Плятт — в колоритных эпизодах. Легкая комедия положений о путанице двух героинь, сыгранных одной актрисой, интонационно далека от помпезных мюзиклов 1930-х того же Александрова.
Именно «Весна» стала первым фильмом студии «Мосфильм», где появилась ставшая знаменитой заставка со скульптурой Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Ретроспективно кажется, что в «Весне» Александров интуитивно ухватил дуновения будущих политических перемен. В самом названии фильма, в безмятежности героев, в обнажении атмосферы кинозакулисья угадываются робкие приметы кинематографической оттепели, в которую сам Александров совсем не впишется.
1956-1957 годы в развитии Мосфильма наметился художественный перелом. При всех различиях, новое поколение режиссеров-дебютантов, вчерашних фронтовиков, объединяла внутренняя общность, позволяющая говорить об их единой творческой платформе. В центре их внимания снова был Человек, его судьба и переживания. Кинематографу предстояло вернуть на экран современника — человека, прошедшего войну, дать глубокий анализ его характера, исследовать духовный климат советского общества. И новые фильмы не заставили себя долго ждать. «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Берегись автомобиля» и «Джентельмены удачи» стали визитной карточкой комедийного жанра советского кинематографа, рожденного в стенах Мосфильма.

В разные годы в павильонах «Мосфильма» снимали свои шедевры Сергей Эйзенштейн, Эльдар Рязанов, Андрей Тарковский, Леонид Гайдай и множество других великих режиссеров.

В 1981 году фильм «Москва слезам не верит» был удостоен премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и государственной премии СССР.
В нашей пямяти навсегда останутся такие незабываемые картины легкого жанра, как «Иван Васильевич меняет профессию», «Ко мне, Мухтар!», «Белое солнце пустыни», «Золотой теленок», «Девчата», «Любовь и голуби», «Карнавальная ночь», «Афоня», «12 стульев», «Спортлото 82», и более драматичные — «Вий», «Летят журавли», «Мужики», «Тегеран 43», «Холодное лето пятьдесят третьего» и др.

Низкий поклон великим режиссёрам Мосфильма, создавшим горячо любимые нами фильмы: Георгий Данелия, Александр Довженко, Андрей Кончаловский, Василий Шукшин, Владимир Назаров, Григорий Чухрай, Карен Шахназаров, Леонид Гайдай, Григорий Александров, Марк Захаров, Петр Тодорковский, Станислав Говорухин и многие-многие другие. Всех не перечесть.

Мосфильм — это не просто место, где снимают кино, это, прежде всего, — огромный коллектив наших Любимых актеров, операторов, звукорежиссеров, костюмеров, музыкантов, художников и других профессионалов своего дела, находящихся за кадром, без которых современное кино просто не снять!

Коллектив редакции информационно-политического журнала «Персона страны» от всего сердца поздравляет всех Мосфильмовцев с юбилеем! Творческих успехов в вашем нелегком, но интерсном деле, и новых незабываемых фильмов!
С юбилеем вас, Мосфильмовцы!
