Светлана Медведева:
«Владею кодом русской нации – её великим языком».
Мы никогда глубоко не задумываемся о роли учителя в нашей жизни, ибо воспринимаем всё как должное. Твой Учитель – самая умная и мудрая книга. Это тот человек, который создаёт всё лучшее, новое и передает своим ученикам. О Светлане Медведевой написано ещё с советских времён. Сегодня на Кубани её имя связывают с именем отца – ветерана Великой Отечественной войны, хлебороба Кубани с 70-летним стажем работы Афанасия Фёдоровича Медведева. Много лет назад она стала известна как талантливый учитель средней сельской школы с преподаванием двух иностранных языков, а позднее, как преподаватель немецкого, английского и латинского языков в гимназии. Первые свои государственные награды С.А. Медведева получила именно в советское время неустанным трудом. Сорок лет Светлана Афанасьевна проработала в школе. Когда новоиспеченная краснодипломница Краснодарского педагогического института им. 15-летия ВЛКСМ вместо того, чтобы идти в аспирантуру, заниматься научной деятельностью, пришла работать в обычную школу, директор К.Н. Бедрицкий дал ей два отстающих восьмых класса. Через год она вывела эти классы в лидеры. Прежде чем поднимать на более высокий уровень своих подопечных, необходимо самому быть высокообразованным человеком во всех областях знаний – это закон жизни С.А. Медведевой.
Сценарий, который написала для Светланы Афанасьевны жизнь, оказался полон трудностей, ударов и неожиданных поворотов судьбы. Она привыкла всего добиваться САМа. И не оттого ли, подписывая книги своим читателям, писательница нередко ставит автограф: «От САМого автора», расшифровывающего код личности поэта, который включает в себя такие понятия, как САМостоятельность, САМобытность, САМообразование, САМокритичность, САМоотверженность…
Биографическая справка
Светлана Афанасьевна Медведева родилась 7 января 1941 года в городе Нальчике – столице Кабардино-Балкарии. Школу в станице Кореновской окончила с золотой медалью. Получив красный диплом краснодарского педагогического института им. 15-летия ВЛКСМ, 40 лет проработала в школе преподавателем иностранных языков.
Имеет государственные награды. Кавалер Ордена Дружбы народов, заслуженный учитель школы Российской Федерации, заслуженный работник культуры Кубани, отличник просвещения СССР, Народный учитель Российской Федерации. С.А. Медведева – автор 16 сборников стихов и прозы: «Луч души», «Лунная прядь», «Лукошко любви», «Одуванчик», «Суровая нить», «Зеркало судьбы», «Рождественская сказка», «Горсть огня», «Свет воспоминаний», «Солнечный мост», «Словесная мелодия», «Вехи памяти», «Становление», «Птицы. Aves», «Цветы. Flora», «Снегири». Светлана Афанасьевна – соавтор музыкальных сборников: «Песенный венок Кубани» (переведено 55 песен с ассирийского, татарского, греческого, болгарского, адыгского, корейского языков, 1994), «Свет Родины», «Путь к храму», «Солнечный остров», «Кубанские легенды и сказания». Лауреат литературной премии имени Анатолия Знаменского. Член Союза журналистов России, член Союза писателей РФ. Общественный деятель Кубани. В списке её наград: медаль «90 лет СССР» (КПРФ), нагрудный знак «Комсомольская Слава», памятная императорская медаль «Юбилей всенародного подвига» (1663-2013).
Первокласница С.А.Медведева справа от учителя.
Имеет более тысячи публикаций в периодической печати: «Иностранные языки в школе», «Кубань», «Кубань и космонавтика», «Достоинство», «Подорожник», «Советская Россия», «Аргументы и факты», «Кубань сегодня», «Вольная Кубань», «Над Кубанью», «Рассвет», «Кубанские новости», «Душа моя», «Литературная Кубань», «Кубанский писатель», «Кореновские вести», «Майские новости», «Независимая газета», «Exlibris», «Родная Кубань», «Честное пенсионерское», «Огни Кубани», «Родная Кубань».
С.А. Медведева пишет о ветеранах Великой Отечественной войны и о людях труда. Ею проведено более ста самодеятельных литературно-музыкальных композиций в Доме учёных и инженеров столицы Кубани и в школах Краснодара, сделаны многочисленные переводы песен народов, проживающих в родном крае.
Светлана Медведева – лауреат краевых и городских конкурсов: «Кубань – моя гордость», «Герой нашего времени», «Люблю Отчизну я…», «Рождественская звезда», «Дорогой мой человек», «Разорванный круг», «Величай, душе моя…», «Единство поколений».
Пропагандист историко-духовной культуры и искусства родного Отечества С.А. Медведева три десятилетия являлась солисткой вокальной студии Краснодарского Дома учёных и инженеров. Звучали произведения русской и зарубежной классики, советские и народные песни. Концертная авторская «Литературная страничка» поэтессы снискала интерес у зрителей в 300-х концертах (в техникумах и ВУЗах города, в филармонии им. Г.Ф. Пономаренко, на телевидении).
Некоторые стихи поэтессы переведены на калмыцкий и белорусский языки. С. Медведева – автор и участник городских литературно-музыкальных викторин: «Знай и люби свой край», «Наша Победа», «А он, мятежный, просит бури…», «Солнце поэзии», «1150 лет Русской Государственности»; музыкально-литературных вечеров, композиций и конкурсов: «Мне не вернуться с той войны», памятные Дни А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, «К 200-летию Царскосельского лицея», «Духовное наследие М.В. Ломоносова» в литературной гостиной КубГТУ «Светлана», олимпиада, посвящённая 300-летию М.В. Ломоносова в музее им. Е.Д. Фелицына, «Мир. Космос. Кубань.», «Земля отцов – моя земля!».
Наставница и педагог активно занимается и исследовательской работой, имеет публикации в научных сборниках «Проблема свободы в аспекте современности», «Смысл жизни в системе нравственных приоритетов современной молодёжи», «Война и мир как глобальная проблема», «Язык. Личность. Культура.», «Российская молодежь: от комсомола к современным формам политической организации», «Наследие В.И. Лихоносова и актуальные проблемы развития языка, литературы, журналистики, истории».
Проживает в Краснодаре.
Интересно знать мнение самого профессионала каково быть настоящим учителем, тем самым – «от Бога».
–Ученики, которым достаточно было задать один вопрос о Пушкине, обратив внимание подопечных на историю и культуру родного Отечества, с любовью и теплом вспоминают, как ни странно, об учителе иностранных языков. Как Вам удалось так влюбить их в себя? Раскройте, пожалуйста главную учительскую заповедь.
– В каждой эпохе есть люди по масштабу, явно превышающие уровень обыкновенных людей. А.С. Пушкин – носитель подлинной русской культуры, светоч русской поэзии, великий поэт высоких мыслей. Он владел чувством лада, как говорил академик Д.С. Лихачёв. Знакомясь на уроках с поэтом «поближе», школьники начинают мыслить глубже. Через творчество Александра Сергеевича они обращаются и к истории Родины, и к родному русскому языку. История – это жизнь. Без истории жить нельзя, а тем более воспитать достойное поколение. Пример Пушкина показателен. Он — патриот. Поэт владел шестью иностранными языками в совершенстве: тремя современными и тремя древними. Сегодня по всей России в Пушкинские дни (в день рождения поэта с 6 июня 2011 года в качестве российского государственного праздника мы ежегодно в России отмечаем Пушкинский день, то есть, День русского языка), зимой и летом проходят литературные фестивали, удивительные читательские встречи: «Пушкинский час», «Натальин день», «Светлана и Сверчок», «Памятники Пушкину», «Сказки бабушки Арины»…, которые высвечивают новые страницы жизни великого поэта, его привычки и слабости как человека обыкновенного. Но от этого его гениальность становится только ближе. И потому я думаю так.
В одном мы все на Пушкина похожи.
И я горжусь великою чертой,
Осмелюсь дать ответ совсем простой
Душой своею, искренней до дрожи,–
По-русски говорим с Поэтом оба.
Могуч язык.
Титан и богатырь.
В нём всё –
И высота, и ширь.
Мы русским духом связаны до гроба.
– Что значит для Вас быть учителем?
– Народная мудрость гласит: «Человек человеку друг, товарищ, брат, даже враг, но главное – учитель». Быть учителем в жизни, значит, на мой взгляд, быть строителем собственного «я», своего характера и души по высоким нравственным образцам российского общества: Александр Невский, Софья Ковалевская, Мария Кюри, Николай Кибальчич, Юрий Гагарин… Это – крайне сложно, но архиинтересно. Учитель учит литературе (истории, физике…), ходит в походы со своими учениками, пишет сценарии школьных праздников, активно участвует в субботниках и в ремонте класса, работает с детьми в поле или на предприятии, перечисляет заработанное в Фонд Мира, как в нашу советскую эпоху. Сегодня помогает ветеранам СВО. Только личность может воспитать личность. Педагог – дословно: ведущий за собой. Если он вывел своего отстающего ученика на иной, более высокий уровень. Зримый рост. Наставляя, обучая, воспитывая, учитель отдает частицу своей души учащемуся. И тогда по человеческой эстафете чуткое сердце поделится теплотой с новым молодым поколением. Мне видится, широта и глубина самого слова учитель так.
У—ум, умение
Ч—честь, честность
И—история, искренность
Т—талант, тайна
Е—единство, естественность
Л—любовь, любознательность
Ь—мягкость, граничащая с твердостью характера.
Жаль, в этом слове нет буквы «К»: культура, книга, критика собственных действий.
– Недостаток этой буквы Вы параллельно воплотили в своей литературно-музыкальной деятельности. Ваши выступления транслировало кубанское ТВ в цикле «Вечера с вокальной группой». Вы пели 30 сезонов из 55-ти в вокальной студии краснодарского Дома учёных и инженеров. Почему именно музыка?
– А вообще, почему люди поют? Потому что душа просит – это, во-первых. Во-вторых, сама учусь. Культуры никогда не бывает много,
музыкальной – тем более. Научившись, делюсь этими знаниями со слушателями. Я родом из века XX – из СССР, и мне близки произведения советского периода. Они стали классикой. Воспитание и самовоспитание патриотических чувств проходят не через лозунги, а через знание дел, побед, поступков предыдущего и настоящего поколений. Моя «музыкально-сценическая» судьба началась с первой исполненной мною песни «Смелого пуля боится, смелого штык не берёт» на военной полуторке в 1947 году, на которой ещё недавно возили «катюши» до сборника собственных песен «Свет Родины». Я – «классик», мне близки музыкальные произведения П. Чайковского, М. Глинки, Ф. Шуберта, А. Рубинштейна, В. Моцарта… Любимым музыкальным произведением является увертюра Исаака Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта». Память способна созидать, и я об этом помню.
Не жить без музыки – ни дня,
Она во мне, вокруг меня…
Метель январская метёт,
Речитативом дождь поёт.
Шумит листва. Шуршит песок.
Ритмично кровь стучит в висок.
Аккордами гремит гроза.
Мой голос рвётся в небеса.
И песня душу теребит,
Смеётся с ней. И с ней скорбит.
И звуки музыки летят,
И за собой меня манят…
– История учит, но не каждый учится. Сегодня нашу жизнь невозможно представить без возможностей интернета, и молодёжь порой обладает клиповой способностью говорить и писать. Вы много читаете?
–Да, очень. Кое-что просматриваю. Интернет не заменит живого общения с книгой. Когда мы читаем, останавливаемся, думаем, что-то выписываем из читаемого на память. «Чтобы любить, надо знать», – говорил Н. Карамзин. Именно книга была и остаётся как возможность размышления, и, значит, совершенствования. Пётр I когда-то распорядился кормить бесплатно всех, кто готов читать.
– Назовите самые яркие впечатления своей жизни.
– Из личных – рождение ребёнка, из общественных – полёт Юрия Гагарина в космос. 12 апреля 1961 года студенты факультета иностранных языков занимались, как обычно, в аудиториях на ул. Октябрьской, 25. Примерно в середине первой пары меня пригласили к телефону. Дежурная удивлённо смотрела в мои широко раскрытые глаза и чувствовала: что-то случилось. Я слушала взволнованный голос отца, хлебороба кубанских полей: «Дочка! Только что сообщили: «Советский человек в космосе – Юрий Гагарин!». Положив трубку, я повторила эти слова дежурной и, задыхаясь от нахлынувшей радости, побежала в свою аудиторию, но ошиблась дверью и, открыв её, громко закричала: «Наш человек в космосе!». Увидев не свою группу, извинилась, и распахнула соседнюю дверь: «Юрий Гагарин полетел в космос!». И тут же услышала со всех сторон восторженные крики «французов», «немцев» и «англичан» и увидела своих сокурсников, бросающих тетради и ручки вверх, прыгающих и обнимающихся. «Ура!» звучало на все лады. Занятие были сорваны. Это случилось 62 года назад, а я помню тот праздничный день, как вчерашний. И каждый раз внутренне собираюсь, слыша теперь такие знакомые команды: ключ на старт, протяжка, продувка, ключ на дренаж, протяжка 2, зажигание, подъём… «ПОЕХАЛИ!».
Апрельский день был словно День Победы
Для Родины моей и всех землян.
На радость свету и назло всем бедам
Космическим полётам старт был дан…
Был Юрий парнем смелым, неречистым,
Всего трудом добился в жизни сам,
Ведь он из тех, кто бился за Отчизну,
И право это завещал всем нам.
«Поехали!»– призыв, не просто слово.
Исполнил мир заветную мечту,
И к новым достижениям готов он—
Взять новую в полёте высоту.
Кстати, о самых запоминающихся моментах жизни я написала в своей автобиографической книге «Свет воспоминаний».
– Можно ли научиться стать и быть настоящим учителем?
– Научить можно знанию предмета, например, химии, биологии и психологии, а стать учителем можно в процессе кропотливой работы над собой – то есть, школить себя вместе с учениками – научитьСЯ.
– Кого легче учить своих собственных детей или учеников?
– Учеников.
– Как Вы это объясняете?
– Эффектом родственного присутствия.
– Какие трудности можете обозначить в своей профессии?
– Ежедневные, еженошные, постоянные. Преодолеваемые.
Я знаю, школа для меня – религия.
Урок – всегда мой высший истый Бог.
Снимаю в классе грузные вериги я—
Здесь каждый день – начало и итог.
Я верю, школа для меня – религия,
Мой тяжкий крест, опора и мой храм,
И я храню, как главную реликвию,
Полёт души – мой путь к ученикам.
– Вы родились, выросли, учились, работали в советской державе и продолжаете заниматься общественной деятельностью в новой России.
– Это время нашим было, есть и будет. Любой из нас хочет возвратиться в свою молодость, как раз в советское время была определённая уверенность человека в завтрашнем дне. Про новое время хорошо в своё время сказал Карл Маркс (1818–1883 гг.): «Свобода – познанная необходимость. К государству всегда есть претензии, но Отечество – это наш вечный дар».
Я родом из века двадцатого.
И он мне дороже других,
Хоть было пальтишко с заплатами,
И ели то просо, то жмых.
Пучок колосков, в поле собранных,
Сдавала, гордясь в сельсовет,
А в школе трудилась над образом
Татьяны, искала ответ.
Какими поступками смелыми
Судьбу можно мерить свою?
Нет, что не сумела, сумею я,
Пусть даже совсем на краю…
– До «края», надеемся, далеко. Сегодня Вы в активной «литературной» форме. По некоторым Вашим сценариям поставлены концертные программы вокальной студии. Серьёзная работа. Ещё Вы проводили «Литературно-музыкальные страницы» и викторины во время концертов, тем самым расширяя кругозор слушателей, то есть продолжали учительствовать и просветительствовать. Ваши концерты проходили благотворительно?
– Корней Чуковский советовал писать бесплатно, за это больше платят!? А мы в студии поём добровольно, от души, на благо наших зрителей.
В добром деле я участница.
Честь и совесть – корень мой.
Ко всему в стране причастна я,
Стало всё моей судьбой.
– Вы помните своих учителей?
– Разумеется. С душевной благодарностью вспоминаю: Киселёву Е.П., учителя русского языка и литературы сш. №1 ст. Кореновской, Уржа И.К., учительницу математики и секретаря партийной организации той же школы. Преподавателей факультета иностранных языков Н.К. Павлисову, Л.В. Храмцову, музыкальных наставников – семью оперного певца Бльшого театра П.Г. Лисициана, музыковеда Г.С. Коцюба, концертмейстера Е.Н. Лебедь, художественного руководителя Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко, гл. балетмейстера Большого театра Ю.Н. Григоровича.
– У каждого признанного учителя есть свои педагогические секреты, поделитесь, пожалуйста.
– В творчестве – сплошные секреты. Важен результат. Если взять этот критерий, то, пожалуй, моя система оценок знаний учащихся сослужила мне и моим ученикам с 5-11 классов хорошую службу. И десятки лет. Отметки «удовлетворительно» и «посредственно» равны по значению – тройка. А по содержанию? Кого удовлетворяют знания посредственные? Учителя? Ученика? Нормы морали?
Здесь, на уроке и сейчас (сегодня) можно исправить многое, получить знания, их показать и заработать отметку за урок. Как? Приведу два примера. Первый. Ученик пришёл на урок иностранного языка с невыученным домашним заданием. Значит, – двойка. Как исправить? Если этот ученик в течение 45 минут слушает внимательно ответы своих одноклассников, замечает их ошибки (на немецком, английском или латинском языках), ставит вопросы или отвечает на них правильно, то к концу урока он может повысить свою оценку до тройки. Тройка—не двойка. Или хотя бы получить 2,6 или 3,4. Случается, что учащийся желает иметь за работу на уроке – четвёрку. Что делать? Я предлагаю ученику остаться после уроков и перевести новый незнакомый текст, поставить вопросы к нему, сделать грамматический разбор и т.д. И таким образом повысить свою отметку. То есть подхожу индивидуально к каждому учащемуся, держа остальных в поле педагогического зрения. Да, тяжело психологически. Да, нелегко проверить знания у18-20 человек за 45 минут (класс делился пополам на уроке иностранного языка). А ещё надобно в то же время объяснить новый материал, пошутить хоть раз непременно, дать новое домашнее задание…
– Что для Вас дороже всего?
– Ежедневное постижение знаний и применение их как ключ к пониманию мира.
– Кто из композиторов писал музыку на Ваши стихи?
– Тимофей Березняк, Игорь Корчмарский, Светлана Рыбалченко, Денис Дилелян, Михаил Волченко и я сама, явно не композитор.
– Когда вы захотели стать учителем?
– Спасибо. Очень приятный для меня вопрос. Отвечаю. В сентябре 1948 года в первом классе. Какую выбрать профессию, вопроса не возникало. Только учительскую! Сообщив об этом старшему брату Анатолию, я услышала мудрый совет: «Чтобы учить, надо много знать. Чтобы много знать, надо много читать, уметь правильно говорить и быть добрым. Слушай «чёрную тарелку», дикторов советского радио…», что я до сих постоянно и делаю. «Любишь литературу и историю – прекрасно. А попробуй-ка поступить на факультет иностранных языков. Станет шире круг твоих познаний в истории и литературе других стран. Ты глубже проникнешься прелестями и особенностями русского языка», – наставлял меня брат. Мудрые советы наставника, родной кровинушки я помню до сих пор. Он был меня старше на 15 лет. Анатолий Афанасьевич окончил политехнический институт в Краснодаре, затем аспирантуру в Ленинграде. Об отношениях наших можно прочитать в моем рассказе «Родственные души».
– Какие уроки любили, а какие нет, и чем вы увлекались в школе?
– Я любила все уроки. Но одни школьные предметы мне давались легко, а другие – трудно, они «ум в порядок приводили». Я увлекалась юннатской работой, была участницей Выставки Достижений (ВДНХ) в Москве. В старших классах я была секретарём комсомольской организации школы №1 станицы Кореновской. Параллельно участвовала в литературно-драматическом кружке и пела. Горжусь тем, что в то время я делала очень робкие шаги в журналистике, и моё первое стихотворение было опубликовано в моей любимой газете «Пионерская правда».
– Имели ли Вы в классе любимчиков и как к ним относились?
– К своим любимчикам я относилась так: чем больше любила, тем строже спрашивала с них. И ученики мои часто просили: «Пожалуйста, любите меня меньше…».
– Многие ваши рассказы и стихи вытекают из вашей профессиональной педагогической деятельности. По ним можно просвещать и воспитывать учеников, в которых Вы всегда видите личность. Что такое хороший учитель?
– Интересный человек прежде всего. Главное качество хорошего учителя – любить детей и своё дело. Также как и главное качество журналиста – любить людей и рассказывать о них так, что в каждом найдёшь хорошее. Скажу только одно. Все мои уроки в школе перед уходом на пенсию я объявила открытыми. То есть можно было прийти на любой мой урок. Работала я без двоек. Каждый ученик в конце урока получал отметку за свой труд! Оценки «удовлетворительно» и «посредственно» равноценны? И да, и нет! Это особая система отношений между воспитанником и воспитателем. До этого надо дорасти. Родная историческая литература, язык – единственная мастерская, где с пылом и жаром трудятся писатель и учитель по интеллектуальному формированию и нравственной огранке подрастающей души. Кстати, педагог и писатель делают одно и то же дело: они связывают поколения в одно целое – народ.
– Когда Вы почувствовали в себе писательский дар, с чего все началось?
-Дара я никакого не почувствовала. Долг чести усадил меня за письменный стол, чтобы я могла рассказать, как жили мои родители, что чувствовали мои современники в прошлом столетии и тысячелетии. Там всё было иное. Мы – участники великих строек Отечества.
– Почему для Вас «Слово – чудо всех наук»?
– На Слове всё и держится! Слово – судьба, слово – жизнь, русское слово – святыня. Можно ли познать душу народа, не изучив его язык? Родной язык и владение им относится к нравственным приоритетам народа. Так как богатство языка есть богатство мысли, и потому изучать родной язык (и иностранные) никогда не поздно. Каждое русское слово – это мелодия. Не каждый, жаль, слышит. Язык – самая живая связь, соединяющая поколения в одно историческое целое. Колокол совести – русский язык. Владеть им — значит знать код русской нации, её великий язык. У меня много размышлений посвящено этой теме в книгах «Рождественская сказка», «Горсть огня», «Свет воспоминаний», «Солнечный мост», «Словесная мелодия», «Вехи памяти», «Становление».
– Каков путь к счастью?
– Вся моя жизнь прошла с утверждением «Человек человеку учитель». А это огромный труд. Только труд способен отточить в человеке нравственные ценности. Только он является истинным путем к счастливой жизни.
– На какие приметы времени Вы обращаете внимание, и как они отражаются в вашем творчестве?
– Уходит моё поколение.
Родные, враги и друзья.
То – вечной природы веление.
Жить долго, но дольше нельзя.
Да, звучит печально, но таково моё ощущение. Сегодняшняя примета времени – быть в курсе всех событий. А это очень сложно. Даже мне, как журналисту и литературоведу. Если раньше информационное поле ограничивалось радио-газетными публикациями, то сегодня идёт такой стремительный поток информации, что человек чисто физически не успевает за ней. Ход жизни убыстрился. Каким он будет завтра, трудно представить. Время ранит, время лечит. И само всего мудрей…
Во мне живут приметы советского времени. Конечно, они мне помогают жить. Некоторые отразились в названиях моих произведений: «Планшетка», «Ёлка 1947 года», «Солдатская кружка», «Орден»… Из личных примет, согревающих моё бытие, мамино кольцо, мой оберег, который никогда не снимаю с руки. В нём всё: мамины напевы, моё детство, моя судьба.
Брат Анатолий и я носили часы нашего отца-ветерана Великой Отечественной войны. Семейное наследство. Вместе с дорогими реликвиями я храню и комсомольский билет родного брата.
– Ваш послужной список впечатляет. Как вы набираетесь сил на будущее творчество?
– Отдыхаю я, читая. Это могут быть словари, книги, пресса или свои записи. В них я черпаю вдохновение. Мысль вынашивается как ребёнок. Иногда десятилетиями. Если Муза – рядом, быстрее.
– Каковы «правила жизни» Светланы Медведевой?
– Делай добро и будь, что будет! Per aspera ad astra…
– Вы постоянно помогаете людям. А Вам кто помогает?
– Я делюсь теплом своей души с людьми, а они со мной.
– Считаете ли Вы себя счастливым человеком?
–Позволю себе ответить вам словами Патриарха Всея Руси Кирилла: «Несчастливым себя не считаю».
Мгновений счастья не бывает много.
Как вспышки молний, коротки они,
Яснее с ними видится дорога,
Что продолжает за собой манить…
Беседовала Мира Гукасова, заместитель редактора и руководителя корпункта в ЮФО
Национальный центр информации