Сегодня, 24 марта, день рождения, наверное, самой народной и горячо любимой всеми нами – Клавдии Ивановны Шульженко. Она была не просто певицей. Каждая ее песня была спектаклем с особыми движениями, интонацией и реквизитом, где она исполняла главную роль.
Отец Клавдии – Иван Шульженко (бухгалтер) – очень любил петь. Под его началом в семье устраивали спектакли прямо во дворе их дома в Харькове. Театрализованные постановки (как правило, сказки) семьи Шульженко с удовольствием смотрели и соседи с ближайших окрестностей. Иван Шульженко мечтал, что дочь станет певицей. Маленькая Клава в своих грезах тоже видела себя на сцене и в кино.
Первым педагогом по вокалу стал профессор консерватории Никита Чемизов, который отмечал, что у Клавдии голос поставлен от природы и учить ее было почти нечему. При поступлении в труппу Н. Синельникова талантливой Шульженко аккомпанировал сам Исаак Дунаевский (тогда – зав. музыкальной частью).
Именно благодаря Синельникову появилась та особая манера исполнения, которая была у Шульженко: маленький спектакль в каждой песне. «Ты должна играть песню и при этом исполнять в ней все роли», – советовал ей педагог.
В 1933 году Шульженко принимала участие в концерте ко Дню печати, который состоялся в Мариинском театре. У молодой актрисы был уже свой репертуар. Первыми авторами ее программы стали артист Харьковского театра Брейтингам и студент консерватории Ю. Мейтус. Их зарисовку «На санках» певица исполняла в течение многих лет.
Сцена Ленинградского Мюзик-холла для нее во многом стала судьбоносной. Там Шульженко работала с дирижером И. Дунаевским, пела в спектаклях на музыку Д. Шостаковича. Наконец, именно на сцене Мюзик-холла певица встретила своего будущего супруга – Владимира Коралли. Даже после рождения сына Георгия в 1930 году пара продолжала активно гастролировать.
В 1939 году Клавдия Шульженко поразила жюри 1-го Всесоюзного конкурса исполнением песен «Девушка, прощай», «Челита» и «Записка» и стала лауреатом конкурса.
В 1940 году Шульженко с супругом Коралли совместно организовали джаз-оркестр, который во время Великой Отечественной войны стал практически фронтовым ансамблем. Необыкновенная искренность, простота исполнения находили отклик в сердцах бойцов. Певица выступала для них и на передовой, и в больничных палатах. Ее концертным нарядом всегда оставалось платье и каблуки вне зависимости от места – на сцене театра, на аэродроме или на опушке леса. Во время блокады Ленинграда Клавдия Ивановна дала более 500 концертов! Певицу наградили медалью «За оборону Ленинграда» и орденом Красной Звезды. Ее песня «Синий платочек» стала не просто народной. Эта песня станет главной в репертуаре Шульженко на всех концертах, воплощая всю ту тоску по родному дому и нежности, которую испытывал каждый боец в тяжелые фронтовые будни.
После окончания войны Клавдия Ивановна радовала своим голосом людей во всех уголках огромной страны, активно гастролируя с концертами. Начиная с 1940 года, она записывала пластинки. Кинооператор Г. Епифанов, услышав голос Шульженко на той первой пластинке, навсегда влюбился в нее. Спустя 17 лет, тогда уже незамужняя певица, выйдет замуж за Епифанова.
Ее последняя пластинка «Портрет» и сборник мемуаров «Когда вы спросите меня…» вышли в свет 1980 году. Тремя годами позже зрители увидели фильм, в котором она сама рассказала историю своей жизни – «Вас приглашает Клавдия Шульженко».
За свой труд и необыкновенный голос Шульженко была удостоена званий:
Заслуженная артистка РСФСР (1945);
Народная артистка РСФСР (1962);
Народная артистка СССР (1971).
Шульженко с нами нет уже много десятков лет. Но она до сих пор жива в сердцах миллионов людей, которым открывала свою душу, чувства, являясь истинно народной певицей.
Материал подготовлен Екатериной Полозовой