«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (А.С.Пушкин)
Сегодня, 22 августа, знатоки литературы вспоминают великого писателя Рэя Брэдбери.
Рэй Брэдбери – американский классик научной фантастики и фэнтези, обладатель звезды на Голливудской аллее славы, титула «Гранд-мастер», медали фонда Национальной книжной премии, Национальной медали США в области искусств, премий Небьюла, Хьюго, О. Генри, Балрог, Брэма Стокера, Энн Радклифф, Бенджамина Франклина, Американской академии, «Гэндальф» и «Прометей», лауреат Пулитцеровской премии. В честь Рэя Брэдбери названы астероид и кратер на Марсе.
Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года в Уокигане штата Иллинойс. Во время Великой депрессии в 1934 году его семья перебралась в Лос-Анджелес к родственникам. Именно там Рэй в 1938 году окончил среднюю школу. Но в университет пойти не смог из-за тяжелого финансового состояния родителей. Поэтому несколько лет он трудился продавцом газет. По поводу того, что ему не удалось прослушать курс лекций в колледже, Брэдбери не расстраивался, говоря, что «окончил библиотеку».
Всемирная же известность настигла Брэдбери после выхода романа «451 градус по Фаренгейту», опубликованного впервые в журнале Playboy в 1953 году.
В эпиграфе романа сказано, что 451 градус по Фаренгейту — температура воспламенения бумаги (что не соответствовало действительности, о чем автор на тот момент не знал). Сюжет произведения рассказывает о потребительском тоталитарном обществе. Западные же читатели посчитали, что это о коммунистическом обществе, не понимая того, что частная собственность процветала только при капитализме. Писатель показал социум, поставивший во главу угла приобретение материальных ценностей, что было не свойственно советскому обществу. Книги, заставляющие читателя мыслить, подлежали сожжению вместе с домами владельцев запрещенной литературы. Один из основных героев романа – пожарный Гай Монтэг, участвующий в сожжении книг, считал, что нужное дело – важное для государства. Но встреча с 17-летней девушкой Клариссой переворачивает мировоззрение Гая.
Уже тогда, в далеком 1953 году, он описал беспроводные наушники (маленькие ракушки, вставляемые в уши), благодаря которым люди погружались в иллюзорный мир, теряя контроль реальности происходящего, теряя близких и человеческие отношения с другими людьми. Фактически, человек замыкался в матрице, созданной и контролируемой системой, что Бредбери так хорошо показал в произведении.
Роман подвергся цензуре. Издательством Ballantine Books для средних школ было переделано и исключено 70 фрагментов из романа. В 1980-м писатель потребовал издавать роман без сокращений. В СССР книга вышла в 1956 году.
Свой бунтарский нрав Рэй впервые показал в романе «Марсианские хроники» – работа, которую автор считал самой удачной в своем творчестве. Интересно, что, когда Брэдбери ехал показывать произведение издателю, у него не было денег даже на поезд, а когда он направлялся к нему после публикации, его уже поджидали поклонники. В «Хрониках» автор попытался показать человека, не подвластного системе, со своим критичным мышлением, а также тупик развития человечества, несмотря на попытки расширить ареал своего существования. Проблема не в ресурсах, территориях, а в людях: наличия или отсутствия души. Этот роман принес Бредбери всемирную известность и финансовую независимость, позволившую в дальнейшем посвятить всего себя литературе, подарив миру такие произведения как:
- «Все лето в один день» (1954);
- «Вино из одуванчиков» (1957);
- «Дракон» (1959);
- «Надвигается беда» (1962);
- «Канун всех святых» (1972);
- «Воспоминание убийства» (сборник, 1984);
- «Смерть – дело одинокое» (1985);
- «Кладбище для безумцев» (1990);
- «Из праха восставшие» (2001);
- «Пес в красной бандане» (2010).
На протяжении всей жизни писатель говорил о слабых сторонах человечества, которые способны привести его к грани самоуничтожения. В 79 лет Брэдбери перенес инсульт, после чего все оставшиеся годы жизни был прикован к инвалидному креслу. Однако оптимизм и чувство юмора ни на секунду его не покидали. 5 июня 2012 года, в Лос-Анджелесе, в возрасте 91 года Рэй Брэдбери скончался после продолжительной болезни.
Лично для меня Рей Бредбери, как писатель, также важен и памятен, как Джек Лондон, написавший политико-утопический роман «Железная пята», и Джордж Оруэл, создавший такие шедевры как «Скотный двор» и «1984».