В последнее время все новостные заголовки пестрят фразами о том, что Узбекистан – современная, развитая, модернизированная страна, которая повышает уровень и качество жизни своего населения, становится все более весомым игроком на международной арене. Звучит! И в каком-то смысле все действительно так. Однако…
За истекшие десять лет появились новые тенденции (либо старые приобрели новую качественную роль), которые непосредственно влияют не только на развитие Республики, но и непосредственно затрагивают вопросы региональной безопасности и интересы соседней с ней России.
Первое. Радикальная исламизация – явление не новое, но никогда прежде оно не было свойственно всему населению (а не только отдельным группировкам). Узбекистан всегда был светской страной, в которой исповедовался традиционный ислам. Хан-атлас, тюбетейки, сорок косичек – то, с чем всегда ассоциировалось население.
Что мы видим сегодня? Национальную одежду в основном носят люди старшего поколения, либо надевают «по особым случаям». Повседневной же одеждой стали арабские абаи и хиджабы. Под влиянием навязанной мусульманской моды утратилась национальная идентичность. Открывается огромное количество новых мечетей, мусульманских книжных магазинов, магазинов одежды. В сувенирных лавках вы скорее найдете не магнитики, а подставки под чтение Корана, четки и платки. Зачем далеко ходить? Иногда даже учебники для школьников начинаются с текста молитвы.
Второе. Отуречивание. Надо признать турки сделали все возможное и невозможное, чтобы привязать Среднюю Азию к себе. Им удалось повлиять на жизнь всего населения. Вот некоторые примеры: практически все население понимает или говорит по-турецки, в каждом районе находится турецкий ресторан, турецкий банк, турецкие частные школы, магазины, даже в национальных компаниях зачастую на ключевых должностях – турки; по телевидению крутят турецкие сериалы, а по радио слышны знаменитые турецкие певцы; студентов направляют на стажировки в Турцию, многие едут туда работать и учиться, а по возвращению интегрируют полученный там опыт и культуру у себя на Родине.
Турки принялись даже реконструировать памятники и музеи, правда почему-то чудесным образом начали пропадать экспонаты (пример музей Афросияба) и переписываться исторические факты. Отсюда следует и следующая тенденция.
Третье. Отрицание советского наследия. Учебники истории – это скорее побочный эффект целого процесса. Еще 10 лет назад национальное соотношение в школе было примерно на 3 русских класса 1 узбекский. Сейчас в лучшем случае – наоборот. По-русски говорят плохо даже действительно образованные люди.
Появляются ситуации, когда работники отелей свободнее говорят с китайскими, чем с российскими туристами. Никогда прежде китайский не был так популярен и распространен, постепенно он вытесняет даже некогда язык межнационального общения.
Филиалы российских вузов – это отличный способ купить себе диплом, а потом еще приехать с ним на работу в Россию. Как серьезные образовательные учреждения они не воспринимаются.
Еще один интересный пример: если в 2015 году в Государственном музее истории в Ташкенте было слышно «четвертый этаж у нас не работает, там идет ремонт. Советский период закрыт», то сейчас вообще все здание закрыто, так как там идет полная реконструкция и, видимо, переписывание истории.
Четвертое. Архаизация. Наблюдается большее проникновение людей из кишлаков в город, что проявляется в незнании никаких языков кроме узбекского / таджикского, дети ходят попрошайками по городу и буквально «приклеиваются» к туристам. Сейчас можно наблюдать, как женщины, стоя в арыках, торгуют одеждой, строители спят прямо в городском парке, мусор скидывается в общественные арыки. Конечно, эти случаи не повсеместны, однако встречаются все чаще.
При всем при этом, Узбекистан – это страна, которой удалось в какой-то мере сохранить то, что ей дал Советский союз, а затем и Россия. В других странах региона ситуация куда более волнующая. И что самое главное – все это находится у наших южных границ. Нельзя допустить, чтобы через южные границы к нам проникал радикальный ислам, экстремизм, или же протурецкие ячейки. На наш взгляд, со стороны Российских властей необходимы комплексные меры для обеспечения собственной безопасности и минимизации угроз со стороны лиц, распространяющих религиозный экстремизм. Негативные последствия ухода стран азиатского региона «под НАТО» приводит к тому, что Россия теряет дружеские отношения со своими соседями, проявляемые как в экономике, так и в социальном плане. Пора уже осознать, что здесь тоже проходит невидимый фронт гибридной войны, в котором мы противостоим Западу, который финансирует распространение радикализма и исламизма в мире.
Материал подготовлен: «Родные берега», «Национальный центр информации».