Наше ВДНХ по сути является потомком Всемирной промышленной выставки прошлого столетия, на которой самые передовые страны демонстрировали свои технические достижения. Начало ХХ века было ознаменовано крупнейшим событием — Всемирной выставкой в Париже. Ее называли праздником прогресса и цивилизации. Впервые 35 государств устроили свои национальные павильоны. В каждом было сосредоточено все, что характеризует страну и отличает её от других, собраны лучшие достижения в области науки, техники и искусства.
Светский характер социальных отношений в обществе, развитие образования и науки, интенсивный культурный обмен между европейскими странами способствовали росту прогресса и укреплению гуманистических идеалов. Мировые выставки стали предметом особой гордости государств-участников. Здесь демонстрировали успехи в промышленности, народных промыслах и искусствах. Фабриканты и купцы заключали контракты, а многочисленные обыватели открывали для себя неведомую прежде жизнь соседних государств, наций и многочисленных народностей. (источник “Байкальский заповедник”)
Выставка продолжалась с 15 апреля по 12 ноября 1900 года и пользовалась колоссальным успехом. За семь месяцев её посетило свыше 50 миллионов человек. Специально к этому мероприятию было сооружено большое количество объектов: новые мосты, площади, вокзалы (Орсе, Лионский), Большой и Малый дворцы. Летом 1900 года открылась первая линия парижского метро, во время выставки работала троллейбусная сеть и электрическая железная дорога. Частью выставки в Париже стали Вторые Олимпийские игры, проходившие с мая по октябрь.
Идея провести Всемирную выставку, посвященную итогам столетия, была высказана еще в 1893 году в Париже. Франция к тому времени имела большой опыт воплощения в жизнь таких грандиозных проектов: вторая (1855), четвертая (1867), седьмая (1878) и восьмая (1889) всемирные выставки состоялись в Париже.
В состав международного жюри были включены русские специалисты: Д. И. Менделеев (председатель группы химического производства), металлург Д. К. Чернов, художники И. Е. Репин и А. И. Бенуа по отделу искусства, профессор горного и электротехнического институтов М. А. Шателен, профессор Московского земледельческого института В. Р. Вильяме, химик Д. П. Коновалов, профессор горного института Н. С. Курнаков, географ П. П. Семенов-Тян-Шанский (председатель по группе колонизации).
В выставке приняли участие около 2,5 тысяч российских производителей. Из восемнадцати тематических отделов (дворцов) Россия не участвовала лишь в одном — отделе колонизации. Благодаря особым дружественным отношениям с Францией, России была выделена самая большая экспозиционная площадь — 24 000 м². Кроме собственных отделов в общих выставочных павильонах, для российской экспозиции были возведены и отдельные здания. Главным среди них был расположенный у дворца Трокадеро Павильон русских окраин, выстроенный в стиле Московского Кремля. Здесь экспонировались всевозможные материалы о так называемых окраинах империи — землях с большим потенциалом развития в наступающем ХХ веке.
В отличие от большинства национальных павильонов, конструкции которых состояли из деревянного каркаса, Павильон русских окраин был выполнен из кирпича. Фасады башен и корпусов были побелены под светлый кирпич, отделаны штукатуркой под камень, украшены цветной майоликой, изразцами по фризам и разнообразными рельефными деталями. Кровли состояли из разноцветной глазурованной черепицы и окрашенных в разные цвета штампованных железных листов. Разнообразной была и внутренняя отделка: сводчатый потолок приемного зала был покрыт позолотой и цветным орнаментом, интерьер зала украшали изразцовые печи и цветные витражи. Монументальные панно в стиле модерн представляли темы из жизни Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера. Они были созданы знаменитым русским импрессионистом Константином Коровиным.
Французские журналисты прозвали русский павильон «Сибирским дворцом», так как в значительной степени он был посвящен освоению Сибири и строительству Транссибирской магистрали. Выставке Комитета сибирской железной дороги было отведено три зала. Здесь были представлены коллекции карт, виды дороги, рельефные макеты различных сооружений, модели кораблей Байкальской паромной железнодорожной переправы — ледоколов «Байкал» и «Ангара», макет моста через Енисей.
Во дворце гражданского инженерного дела (Genie Civil) на Марсовом поле располагался русский отдел путей сообщения. Часть выставки, включавшая экспонаты русского железнодорожного отдела, была размещена за городом.
Модель парома-ледокола «Байкал», экспонировавшуюся на Всемирной выставке, в настоящее время можно увидеть в Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге (ЦМЖТ РФ). Аналогичная модель ледокола «Байкал» хранится в коллекции музея Открытий в Ньюкасл-апон-Тайне (Newcastle’s Discovery Museum).
Модель ледокола «Ангара» находится в Байкальском Музее Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (БМ ИНЦ СО РАН) в поселке Листвянка. Эти модели были изготовлены во время строительства ледоколов Байкальской переправы британской фирмой «Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd».
Гран-при и Большой золотой медали «за архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение» был удостоен железнодорожный мост через Енисей (Красноярский мост), построенный под руководством инженера Евгения Карловича Кнорре по проекту профессора Л. Д. Проскурякова.
Золотой медалью были отмечены работы Гидрографической экспедиции Байкальского озера Ф. К. Дриженко.
Большой серебряной медали был удостоен иллюстрированный справочник «Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге» на русском и английском языках, изданный Министерством путей сообщения в 1900 году. Издание содержало описание строительства магистрали и приводило подробный список городов и поселений, расположенных вдоль железной дороги. Оно включало множество изображений, карты Сибири и планы больших городов. Раздел, посвященный Байкалу, иллюстрирован фотографиями Ф. К. Дриженко.
Гран-при получили Комитет Сибирской железной дороги и Министерство путей сообщения за выдающийся проект строительства Транссибирской магистрали и работу по исследованию Сибири и Дальнего Востока.
Новый век ознаменовался не только техническими достижениями, но и очередным переделом Мира. Первая Мировая война которая принесла смерть и разруху, стерла с лица земли целые империи. Вследствие политических перипетий, дабы уничтожить исторические артефакты, свидетельствующие о великом наследии наших предков, вышеупомянутая выставка была не просто уничтожена, на её месте разбили новый парк – Елисейские поля. Зачем всему миру помнить о том, что на пороге нового столетия Россия являлась ведущей промышленной державой во всем мире. Мало кто вспомнит, что “Эйфелеву” башню изготовили именно на металлургических заводах бывшей Российской империи, как кстати и “Американскую Статую Свободы”.
“Центр национальной информации”