29 февраля 1696 года Петр 1 прибыл в Воронеж, чтобы лично руководить постройкой первыхкораблей для похода на Азовскую крепость, которая тогда находилась под контролем Османской империи. Именно на Воронежской верфи будет построена одна из первых галер русского флота “Принципиум”.
В Воронеже собирались основные силы из Москвы. Войска эти должны были следовать на построенных судах по Дону от Воронежа до Черкасска с тем, чтобы в середине мая, соединившись с Донскими казаками и войсками, следовавшими из Валуек и Тамбова, блокировать Азов с суши и с реки.
Лодки для войск (галеры и брандеры), изготовленные в Москве, прибыли разобранными в Воронеж посуху в течение марта. Первая спущенная на воду галера получила имя «Принципиум». На ней капитаном стал Пётр Алексеев (т. е. сам Пётр I), а команду составила рота Морского регимента из солдат Преображенского полка.
История свидетельствует, что 18 июля турки вступили в переговоры с руссккими и сдали крепость. Петр 1 милостиво позволил оставшемуся турецкому гарнизону (примерно 3 700 человек) вместе со своими семьями покинуть Азов и с имуществом были отправлены по реке на 30 стругах и 2 галерах до устья Кагальника. Также турецкий бей согласился на требование выдать изменника голландца Якова Янсена (который ранее перебежал к туркам во время первого Азовского похода и принял ислам). 20 июля сдалась соседняя небольшая крепость Лютик, находившаяся при устье самого северного рукава Дона. В Азове и Лютике было захвачено 136 орудий разного калибра (в том числе 4 мортиры).
Азовская кампания на практике продемонстрировала важность артиллерии и флота для ведения войны. Она является заметным примером успешного взаимодействия флота и сухопутных сил при осаде приморской крепости, особенно ярко выделяющимся на фоне близких по времени провалов англичан при штурме Квебека (1691) и Сен-Пьера (1693).