В самом сердце “Мосфильма” прошел праздничный концерт “Первые 100 лет”. Когда-то здесь снимались картины, вошедшие в Золотой фонд кинематографии: “Калина красная”, “Война и Мир”, “Анна Каренина”, “Солярис” и другие прекрасные фильмы.
Датой рождения киностудии принято считать 30 января 1924 года, когда состоялась премьера фильма «На крыльях ввысь».
Конечно же, советский кинематограф работал в интересах революции. Основная масса фильмов была нацелена на идеологическую работу с пролетариатом. Вместе с тем, режиссёры и актеры советского Мосфильма смогли сохранить и привнести в политизированное кино духовность и нравственность, тягу к высокому и всему новому, сохраняя уважение к прошлому. Особенно им удалось раскрыть неповторимость русской души в таких фильмах, как “Тихий дон”, “Волга-Волга”, “Веселые ребята”, “Трактористы”, “Суворов”, “Тимур и его команда” и, конечно же, Трилогия о Максиме.
В дни формирования народного ополчения в июле 1941 года партийная организация «Мосфильма» создала из добровольцев целую роту. В состав 21-й дивизии народного ополчения Москвы вошли 280 мосфильмовцев: режиссёры, операторы, инженеры, сотрудники различных служб и цехов. Бывший директор киностудии Аркадий Хачатурьян был назначен комиссаром 63-го стрелкового полка.
Всего на фронты Великой отечественной войны отправились около тысячи работников студии; 146 из них не вернулись с войны. 14 октября 1941 года киностудия решением правительства была эвакуированна в Казахстан, став частью Центральной объединенной киностудии. Съёмки в Москве возобновились лишь в 1944 году.
В послевоенный период фильмов о войне снимается немного. Среди них – ставший культовым – “Повесть о настоящем человеке”. Устав от войны, люди, заряженные духом победы, нуждались в других фильмах, вызывающих радость и стремление жить. В нелегкий для страны период восстановления городов и сел Мосфильм выпускает такие картины, как “Верные друзья”, “Весна”, “Кубанские казаки”, “Встреча на Эльбе”, “Свадьба с приданным” и “Степные зори”.
Самая реалистичная и наименее идеологизированная – музыкальная комедия Григория Александрова “Весна”. В картине неповторимая Любовь Орлова снялась сразу в двух ролях – артистки оперетты и известной ученой; Николай Черкасов из “Александра Невского” — в роли “альтер эго” самого постановщика, а звезды “Подкидыша” Фаина Раневская, Рина Зеленая и Ростислав Плятт — в колоритных эпизодах. Легкая комедия положений о путанице двух героинь, сыгранных одной актрисой, интонационно далека от помпезных мюзиклов 1930-х того же Александрова.
Именно “Весна” стала первым фильмом студии «Мосфильм», где появилась ставшая знаменитой заставка со скульптурой Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Ретроспективно кажется, что в «Весне» Александров интуитивно ухватил дуновения будущих политических перемен. В самом названии фильма, в безмятежности героев, в обнажении атмосферы кинозакулисья угадываются робкие приметы кинематографической оттепели, в которую сам Александров совсем не впишется.
1956-1957 годы в развитии Мосфильма наметился художественный перелом. При всех различиях, новое поколение режиссеров-дебютантов, вчерашних фронтовиков, объединяла внутренняя общность, позволяющая говорить об их единой творческой платформе. В центре их внимания снова был Человек, его судьба и переживания. Кинематографу предстояло вернуть на экран современника – человека, прошедшего войну, дать глубокий анализ его характера, исследовать духовный климат советского общества. И новые фильмы не заставили себя долго ждать. “Операция Ы и другие приключения Шурика”, “Бриллиантовая рука”, “Кавказская пленница”, “Берегись автомобиля” и “Джентельмены удачи” стали визитной карточкой комедийного жанра советского кинематографа, рожденного в стенах Мосфильма.
В разные годы в павильонах “Мосфильма” снимали свои шедевры Сергей Эйзенштейн, Эльдар Рязанов, Андрей Тарковский, Леонид Гайдай и множество других великих режиссеров.
В 1981 году фильм “Москва слезам не верит” был удостоен премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и государственной премии СССР.
В нашей пямяти навсегда останутся такие незабываемые картины легкого жанра, как “Иван Васильевич меняет профессию”, “Ко мне, Мухтар!”, “Белое солнце пустыни”, “Золотой теленок”, “Девчата”, “Любовь и голуби”, “Карнавальная ночь”, “Афоня”, “12 стульев”, “Спортлото 82”, и более драматичные – “Вий”, “Летят журавли”, “Мужики”, “Тегеран 43”, “Холодное лето пятьдесят третьего” и др.
Низкий поклон великим режиссёрам Мосфильма, создавшим горячо любимые нами фильмы: Георгий Данелия, Александр Довженко, Андрей Кончаловский, Василий Шукшин, Владимир Назаров, Григорий Чухрай, Карен Шахназаров, Леонид Гайдай, Григорий Александров, Марк Захаров, Петр Тодорковский, Станислав Говорухин и многие-многие другие. Всех не перечесть.
Мосфильм – это не просто место, где снимают кино, это, прежде всего, – огромный коллектив наших Любимых актеров, операторов, звукорежиссеров, костюмеров, музыкантов, художников и других профессионалов своего дела, находящихся за кадром, без которых современное кино просто не снять!
Коллектив редакции информационно-политического журнала “Персона страны” от всего сердца поздравляет всех Мосфильмовцев с юбилеем! Творческих успехов в вашем нелегком, но интерсном деле, и новых незабываемых фильмов!
С юбилеем вас, Мосфильмовцы!