21 марта 1910 г. на Одесском ипподроме состоялись первые в России публичные полеты русского летчика на «Фармане IV» французского производства.
Посмотреть на первые полеты собралось более 100 тыс. человек. Первооткрывателем аэронавтики был М.Н. Ефимов. Он поднимался в небо 5 раз, совершил три круга на высоте 50 метров. Некоторым именитым лицам города посчастливилось стать первыми пассажирами: банкир Ксидиас и председатель одесского аэроклуба Артур Анатра. После приземления М.Н. Ефимову вручили лавровый венок с надписью: «Первому русскому авиатору».
Аэроплан «Фарман», на котором был осуществлён исторический полет, не имел кабины и приборов, сиденья были выполнены из дерева. Почему именно этот самолет? Да потому, что на тот момент он был единственным в мире, способным более-менее гарантированно осуществлять управляемые полеты в воздушном пространстве. А наш герой – М.Н. Ефимов – получил диплом авиатора за номером № 31 во французском аэроклубе авиаторов в феврале того же года.
На тот момент Одесса являлась тем прогрессивным городом, в котором активно началось развитие аэронавтики в России. Именно в Одессе ещё в 1908 году было создано спортивное общество, получившее название «Одесский Аэроклуб». Фактически, он был первым в России. Идейным вдохновителем и первым президентом аэроклуба стал барон Александр Каульбарс, в то время – командующий Одесским военным округом.
Судьба первого авиатора России сложилась довольно сложно. Он прожил короткую, но яркую жизнь, оставив навечно след в истории Российской авиации.
Так, с началом Первой Мировой войны Михаил Ефимов подает рапорт об отправке его на фронт, и уже в апреле 1915 года он становится летчиком-охотником в 32-м авиационном отряде (Западный фронт). Там же ему был присвоен чин прапорщика. За мужество и героизм он становится полным «Георгиевским кавалером» и награждается «Орденом Анны III степени с мечами». В начале 1917 года Ефимов переведен в гидроавиацию Черноморского флота. Здесь нашего героя застала весть о февральской революции. Его назначают флагманским летчиком при комиссаре гидроавиации. Весной 1918 года в захваченном немцами Севастополе М. Ефимова арестовали. Из тюрьмы он вышел только тогда, когда Красная Армия освободила город. После занятия «Войсками Деникина» Севастополя в июле 1919 года М. Ефимов отступил с Красной Армией из Крыма в Одессу. Однако уже в августе 1919 года Одессу захватывают белогвардейцы. М. Ефимов пытался скрываться, но был арестован. И по иронии судьбы, в городе, где он стал первым Российским летчиком, 19 августа 1919 года его расстреляли.
Мы должны помнить имена наших героев – людей, которые сделали Россию великой!