(Вера Мухина)
Про нее говорят: «Женщина из слез и стали». В этом году, 1 июля, исполнилось 130 лет со дня рождения Веры Игнатьевны Мухиной.
Услышав имя Веры Мухиной большинство из нас, конечно, вспоминают ее знаменитый монумент «Рабочий и колхозница». Однако о многогранности интересов этой талантливой женщины, рассказывают очень мало.
Будучи родом из богатой семьи купцов, Вера получила разностороннее образование. Ее родители, с трепетом относящиеся к искусству, свою любовь к театру и живописи передали и дочери. Юная Вера любила играть на фортепиано, писала стихи. В 1910 году в Москве она поступила в класс рисования и живописи к художнику Константину Юону, работавшему тогда вместе с Сергеем Дягилевым над эскизами к постановкам «Русских сезонов» в Париже.
Новый год 1912 года для молодой Веры стал трагическим: девушка, катаясь на санях с горы, врезается лицом в дерево. Медики сделали все, что было в их силах, практически собрав лицо заново. Однако шрамы и несколько грубоватое выражение лица остались с Верой навсегда.
Дабы отвлечь и хоть как-то её утешить, семья организовала для девушки поездку в Париж, где она поступила в художественную академию. Там Мухина изучила новые художественные направления, архитектонику и решает стать скульптором-монументалистом. Однако в ее планы вмешалась Первая мировая война.
Вернувшись в Россию, Вера окончила курсы медсестер и работала волонтером в госпитале, где и познакомилась со своим будущим мужем – Алексеем Замковым – тогда еще начинающим, а впоследствии известным врачом. Интересно, но именно супруг, точнее его руки, стали «прототипом» для скульптуры «Крестьянка». Про супруга и, по совместительству, своего любимого натурщика, она писала: «Был он очень красив. Внутренняя монументальность. Вместе с тем в нем много от мужика. Внешняя грубость при большой душевной тонкости».
За эту скульптуру, отлитую в бронзе к выставке 1927 года, Мухина получит первое место. «Моя «Баба» твердо стоит на земле, незыблемо, как вколочена в неё», – так говорила сама скульптор о своем детище. Эта «Баба», выставленная затем в экспозиции Третьяковской галерее, ныне хранится в Ватиканском музее, куда ее передали в 1934 году после участия в XIX Международной выставке в Венеции.
Одним из увлечений Веры было моделирование одежды, создание эскизов театральных костюмов и рисование моделей для журналов мод. Свои первые эскизы театральных костюмов Мухина создала ещё в 1915-1916 годах. Вместе с модельером (и своей подругой) Надеждой Ламановой она выпустила альбом «Искусство в быту», включавший в себя выкройки простой и практичной одежды. Это были повседневные платья, которые, как говорилось в добром советском фильме, «легким движением руки» превращались в вечерние платья.
Приходясь родственницей известному оперному певцу Леониду Собинову, после его смерти Вера Мухина изваяла надгробие – умирающего лебедя, которое установили на могиле певца.
Свою самую известную работу «Рабочий и колхозница», ставшую символом советской эпохи, скульптор создала для Всемирной выставки 1937 года. В Париж монумент, который позже назвали образцом скульптуры, отправили частями в 28 вагонах. Во Франции выпустили серию сувениров с изображением «Рабочего и колхозницы». «Впечатление, произведенное этой работой в Париже, дало мне все, что может пожелать художник», – позже будет вспоминать Мухина. А в 1947 скульптура стала бессменной эмблемой киностудии «Мосфильм».
После знакомства Веры Мухиной с художником Михаилом Нестеровым, он сразу решил написать ее портрет: «Она интересна, умна. Внешне имеет «свое лицо», совершенно законченное, русское…Руки чешутся написать ее…» Художник писал портрет скульптора в период, когда она работала над статуей северного бога ветра, и видел Мухину непосредственно в творческом запале: «Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Лицо горит – не попадайся под руку, зашибет…» Этот портрет кисти М. Нестерова хранится в Третьяковской галерее.
Участвовала Мухина и в совершенствовании формы стаканов (не изобретении, как иногда ей приписывают). По ее чертежам первую партию стаканов, которые стали прочней, выпустили в 1943 году. Интересно, что Вере Мухиной принадлежит авторство создания формы советской пивной кружки (о чем, почему-то, забывают или не вспоминают).
Московская консерватория известна своим творением от скульптора Мухиной – это памятник Петру Чайковскому, выполненному по ее проекту, который установили рядом с консерваторией в 1954 году. Студенты верят, что бронзовые ноты с партитуры композитора приносят удачу и в учебе, и в музыкальном творчестве. Эта студенческая легенда стала известна в ходе реставрации памятника, когда реставраторы недосчитались множества мелких деталей – маленьких бронзовых нот.
За свои выдающиеся работы Вера Мухина пять раз(!) была удостоена Сталинской премии «За достижения в области литературы и искусства». Только лишь 22 человека за историю существования премии становились ее 5-кратными лауреатами. Неспроста за всеобщую любовь в народе ее ласково назвали «Первой дамой советской скульптуры».
Материал подготовила Екатерина Полозова, “Национальный центр информации”