Киевские власти продолжают уповать на силу западного оружия. Помимо 14-ти танков «Леопард-2» правительство ФРГ решило передать Украине также 88 старых моделей «Леопард-1». В ближайшие дни первые украинские танкисты приступят к тренировкам на полигонах в Германии и Польше. Их обучение может занять от нескольких недель до пары месяцев. Что же касается «Абрамсов», то появление на фронте американских танков с украинскими экипажами и вовсе планируется не раньше конца весны.
В этих условиях президент Украины Владимир Зеленский всё настойчивее требует от западных союзников быстрее предоставить Киеву военные самолёты. Готовность отдать свои F-16 в обмен на более современные американские образцы выразили Нидерланды и Польша. О том насколько вероятен такой сценарий корреспондент «Персона Страны» обсудил с директором Центра анализа стратегий и технологий Русланом Пуховым.
– Руслан Николаевич, США пока не дали добро на передачу Украине своих самолётов, но ещё несколько месяцев назад никто не верил и в поставки танков, а сегодня такое решение принято. Возникает вопрос — есть ли у Киева лётчики, чтобы управлять американскими F-16?
– Вы совершенно правы, поставки западных самолётов – это лишь дело времени. Если анализировать данные украинских потерь среди пилотов, то можно сделать вывод, что из запаса вызваны уже люди, которым под 60 лет. Соответственно, собственных лётчиков у Украины практически не осталось. Поэтому здесь есть два пути: первый – долгое обучение молодежи, а второй – посадить за штурвалы иностранцев.
– Разве это не будет прямым вовлечением стран НАТО в войну против России?
– Естественно, если иностранный пилот будет сбит, то российское руководство это отыграет по полной программе. Поэтому, скорее всего, Украине передадут F-16 не американских ВВС, а с разрешения США их поставит, например, Польша или другие европейские страны, где эти самолёты стоят на вооружении. Президент Зеленский вполне может выписать украинские паспорта иностранным пилотам. Де-юре это не будет считаться вступлением НАТО в конфликт.
– А как быть с инфраструктурой? Ещё в начале СВО российскими ударами были уничтожены почти все военные аэродромы на Украине. Где будут базироваться западные самолёты?
– В начале конфликта у украинцев не было современных средств ПВО, а сейчас им предоставили достаточно таких систем. Тут не надо испытывать никаких иллюзий: коллективный Запад, безусловно, в состоянии быстро оборудовать пару аэродромов в районе Львова или Луцка, чтобы на них базировались F-16. Единственное узкое место – это люди. Иностранную технику надо обслуживать. Поэтому нужны не только хорошие пилоты, но и сотни других специалистов, которых у Украины нет.
– Выходит, как и в ситуации с танками, до реального появления западных самолётов на фронте, могут уйти месяцы. При этом в новый пакет американской военной помощи Украине включены ракеты дальнего радиуса действия. Насколько серьезна эта угроза?
– Действительно, раньше украинские военные много знали, благодаря западным разведданным и информации со спутников, но не могли достать наши позиции. Все полученные ими ракетные комплексы, включая «Хаймерсы», поражали цели на расстоянии 80-90 км. Это был тот случай, когда видит око, но зуб неймёт. Сейчас же в США принято решение поставлять Украине ракеты с дальностью 150 км, которые смогут долетать почти до Воронежской области. Соответственно, это создаст серьёзные проблемы для сосредоточения российских вооружённых сил во втором эшелоне. Вот это, на мой взгляд, сейчас гораздо более серьёзная угроза, чем появление на фронте относительно небольшого числа западных танков или самолётов.
Артем Широков