Николая Караченцова по праву можно назвать звездой – популярнейший актер театра и кино, его узнавали на улицах, а фильмы с его участием привлекали повышенное внимание. Зрителям он запомнился как универсальный артист, создавший множество незабываемых образов, который в равной степени владел мастерством перевоплощения, акробатикой и вокалом. Роль Тиля Уленшпигеля, сыгранная в 1974 году, сделала его кумиром советской молодежи (использовался материал https://www.rbc.ru/person/68f0fdfe9a794771367a1dc4).
Детство и начало творческого пути
Караченцов родился 27 октября 1944 года в Москве, в творческой семье – отец был художником в журнале «Огонек», а мать – балетмейстером. Поэтому, видимо, он, не особо сомневаясь, сразу после средней школы поступил в Школу-студию МХАТ на актерский курс Владимира Монюкова.
В 1967 году Караченцов с отличием окончил Школу-студию МХАТ, но по распределению попал не во МХАТ, как это обычно было с выпускниками, а в «Ленком», где на тот момент в театре была острая нехватка актёров. Играя шесть лет второстепенные роли, Николай Караченцов с приходом нового режиссёра Марка Захарова сразу получил главную роль в спектакле «Тиль». Его партнёршей стала Инна Чурикова. Участие сразу двух «некрасавцев» театра вызвало много недовольства и недоумения. Но уже после нескольких спектаклей мнение об актере сменилось на исключительно восторженное, а его портрет поклонницы регулярно крали из фойе.
Поющий талант
Николай Караченцов был одним из немногочисленных и очень востребованных для киностудий поющих актёров.
Впервые свой вокальный талант в кино он продемонстрировал в музыкальной комедии «Собака на сене», где играл маркиза Рикардо. Режиссёр Ян Фрид был так впечатлён, что сразу предложил актёру спеть в следующем фильме, и через три года актёр сыграл студента Пастрану в комедии «Благочестивая Марта».
С середины 1980-х Николай Караченцов выпускал музыкальные пластинки, позже диски, сборники с песнями в его исполнении. Он сотрудничал с композиторами Г. Гладковым, М. Дунаевским, В. Быстряковым и другими. Но свою самую знаменитую песню Караченцов спел со сцены «Ленкома» в рок-опере «Юнона и Авось».
Премьера спектакля состоялась восьмого июля 1981 года и произвела настоящий фурор. Серенада «Я тебя никогда не забуду» и сам спектакль вошли в мировую театральную историю, а роль графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось», безусловно, станет одной из самых ярких в карьере Николая Караченцова.
Мировая известность
В 80-х годах «Ленком» был на гастролях в США со спектаклем «Юнона и Авось», где Николаю Караченцову предложили остаться в Америке. Актёр отказался, сказав, что не сможет так же ярко проявить себя, как на Родине… Отказывался он и от работы в других театрах, отдав почти 40 лет «Ленкому», в котором сыграл более 20 ролей: «Я мог бы устроиться в любой театр Москвы, но какой смысл уходить от лучшего режиссёра? Уволиться из этого театра — для меня всё равно что уехать в эмиграцию…»

Осенью 1983 года «Юнону и Авось» пригласил на гастроли в Париж миллиардер Пьер Карден. Среди тех, кто пришел своими глазами увидеть легендарный спектакль, были Мирей Матье, Жаклин Кеннеди, Кристиан Диор и многие другие. Николай Караченцов вспоминал:
«Мы играли в Париже „Юнону“ полтора месяца. В конце каждого спектакля весь зал вставал. Пресса Парижа никогда не писала так много и так позитивно о зарубежном театре. Вроде вышло около семидесяти рецензий».
В 2011 году в Новой Зеландии ввели в обращение долларовую монету с изображением Николая Караченцова и Елены Шаниной в ролях графа Резанова и Кончиты.
Кинокарьера
Николай Караченцов снялся более чем в 100 фильмах. Его кинокарьера началась в 1967 году с роли Ивана Шульги в историко-приключенческом телефильме «…И снова май!». В музыкальной комедии Яна Фрида «Собака на сене» (1977) Караченцов блистательно сыграл маркиза Рикардо.

«…Моя задача — сыграть песню. Прожить ее. Есть банальная формула: песня — маленький спектакль. Банальная, но точная. Когда-то говорили: поет душой. Так пели Бернес и Утесов. Так пел Андрюша Миронов. Мне хочется, чтобы этот жанр не умирал».
В 1979-ом на экраны вышел детский фантастико-приключенческий фильма К. Бромберга «Приключения Электроника» с Караченцовым в одной из своих лучших ролей — гангстера Урри.
А в 1987-м Караченцов перевоплотился в брутального ковбоя Билли Кинга в ставшем культовым комедийном вестерне Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов». Неповторимый и талантливый актер – он своими ролями приносил кинокартинам особую, незабываемую яркость и зрелищность.

Актер и каскадер
Роли Караченцова в фильмах часто были сопряжены с опасностями, но актер отказывался от дублеров и гордился тем, что в фильмах сам выполнял трюки. С детских лет он занимался спортом, в том числе прыжками в воду; в зрелом возрасте играл за футбольную команду «Ленкома» и увлекался теннисом.
В 1994 году Караченцов вместе с каскадером Николаем Астаповым открыл в Красноармейске «Школу искусств Караченцова». Для детей там организовывали занятия хореографией, живописью, фехтованием и верховой ездой. Однако педагогом актер себя не считал и неоднократно отвергал предложения от театральных вузов. «Я настолько патологически люблю свою профессию, что, если учить, — надо бросить все. Надо себя целиком ребятам отдать. А появляться один раз в месяц: — «О, Николай Петрович!» — и убегать, раздавая указания ассистентам, это несолидно».

Актера не стало накануне его 74-летия 26 октября 2018 года. За свою жизнь Николай Караченцов был удостоен множества государственных званий, Орденов, премий. Вспоминая актера, о нем говорили, что он «был примером жизнелюбия, преданности делу, играл «на разрыв аорты», не жалея сил и таланта, воплощая образ героя на сцене и кино»».
Подготовлено по материалам открытых источников СМИ, «Национальный центр информации»















