«Никто не карал наших общественных пороков словом более горьким так, как Салтыков-Щедрин» (Н.Г. Чернышевский)
«Щедрин шёл в ногу с жизнью, ни на шаг не отставая от неё, он пристально смотрел в лицо ей и – горько пророчески хохотал над всеми и всем. Это не смех Гоголя, а нечто гораздо более оглушительное, правдивое, более глубокое и могучее» (М. Горький)
27 января 1826 г. родился Салтыков-Щедрин – выдающийся русский писатель, чьи произведения до сих пор вдохновляют и заставляют задуматься. Творчество писателя отличается уникальным сочетанием сатиры, глубокого психологического анализа, описанием быта с яркой художественной выразительностью.
«Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития» (М.Е. Салтыков-Щедрин)
Его острый и живой ум вкупе со склонностью к сарказму помогал ему беспощадно высмеивать человеческие пороки, недостатки общества своего времени, причём он не стеснялся подвергать осмеянию даже власть имущих. Это обеспечило ему значительный литературный успех и превратило в одного из признанных гениев русской литературы.
«Когда и какой бюрократ не был убежден, что Россия есть пирог, к которому можно свободно подходить и закусывать?»
Интересно, что многие факты из его жизни и творчества до сих пор вызывают интерес и обсуждения.

Близкие друзья и знакомые писателя утверждали, что он был чересчур эмоционален и даже инфантилен, как ребенок. В целом, находится долго в обществе Салтыкова-Щедрина было непросто. Такой непростой характер, вероятно был связан со сложной обстановкой в семье, в которой рос будущий писатель: отец не принимал никакого участия в воспитании детей, переложив эту обязанность на свою отличающуюся деспотизмом жену.
Из-за отсутствия должного воспитания в семье М. Е. Салтыков-Щедрин в молодости не обладал ни хорошими манерами, ни высокой нравственностью. Однако будучи от природы очень одарённым человеком, в 10 лет он поступил в Московский дворянский институт, а уже в 12 за выдающиеся успехи его перевели в знаменитый Царскосельский лицей, где автор обучался за счёт государства.
Салтыков-Щедрин знал французский и немецкий языки.
Настоящая фамилия писателя, доставшаяся ему от отца – Салтыков. Позже для псевдонима он использовал имя Николай Щедрин. Со временем имя осталось его родное, а вот фамилия совмещённая. Сам он никогда не подписывался «Салтыков-Щедрин», эту фамилию стали использовать лишь в XX веке.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был одним из первых русских писателей, кто начал использовать в своем творчестве иронию и сарказм как средства социальной критики. Его сатирические произведения, такие как “История одного города” и “Господа Головлевы”, стали классикой русской литературы и до сих пор пользуются популярностью у читателей. «Господа Головлёвы» представляет собой сатирический образ его собственной семьи, в которой он родился и вырос.
Салтыков-Щедрин был также талантливым журналистом и публицистом. Он сотрудничал с такими журналами, как “Современник” и “Отечественные записки”, и публиковал в них свои статьи на политические и общественные темы. Его публицистика отличалась остротой и меткостью суждений, и он часто подвергался преследованиям со стороны властей.
Михаил Евграфович был большим любителем природы и часто проводил время на своей даче в деревне. Он был заядлым охотником и рыбаком, и его произведения часто содержат описания природы, которые отличаются своей красотой и лиризмом.
Салтыков-Щедрин считается одним из основоположников реалистического направления в русской литературе. Его произведения отражают социальные проблемы и нравы своего времени, а его остроумие и сатирический подход оказали значительное влияние на развитие литературы XIX века.
Себя Салтыков-Щедрин воспринимал в качестве критика.
Писатель любил создавать новые слова. Доподлинно известно, что именно Салтыков-Щедрин придумал такие слова как «мягкотелость» и «халатность», которые до сих пор активно используются в разговорной речи.
Ушёл из жизни великий литератор от обычной простуды, которая дала осложнения. Согласно его последней воле, он был похоронен на Волковском православном кладбище рядом с могилой Ивана Тургенева. Он считал это место «последним пристанищем литераторов».

«Для того, чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд»;
«Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы, а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит им одним»;
«Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления»;
«Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».
«Крупными буквами печатались слова совершенно несущественные, а все существенное изображалось самым мелким шрифтом»;
«В словах «ни в чем не замечен» уже заключается целая репутация»;
«Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении»;
«Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать»;
«Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства»;
«Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду»;
«Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют…»
Материал Екатерины Полозовой, «Национальный центр информации»