«Танец — это жизнь. Я дышу через танец. Легкие не в счет» (М. Эсамбаев)
Его первый танцевальный наряд для выступления на сцене Большого театра был вырезан из конфитюрных банок. А всего лишь через несколько лет после этого Индира Ганди подарила ему роскошный сценический костюм с сотнями драгоценных камней – в благодарность за непревзойдённое исполнение индийского танца «Золотой бог», кстати, самого любимого у Махмуда Эсамбаева. «Богом танца» называли и самого Эсамбаева (https://www.culture.ru/persons/7537/makhmud-esambaev).
Первые шаги в танце
Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в предгорном селении Старые Атаги (сегодня — Грозненский район Чеченской Республики). Уже в семь лет он танцевал на деревенских свадьбах, а через год участвовал в представлениях небольшом цирке, который кочевал по горным селениям. Сверстники дразнили его «скоморохом», отец требовал от сына бросить пустое увлечение, но Махмуд Эсамбаев продолжал танцевать (https://russkiymir.ru/publications/327595/).
В 1939 году он вопреки воле отца поступил в Грозненское хореографическое училище и уже в 15 лет выступал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца.
Война и работа в театре
Когда началась Великая Отечественная война, Махмуду Эсамбаеву исполнилось 16. Артисты фронтовой концертной бригады выступали в военных госпиталях, на строительстве оборонительных сооружений и на передовой. Во время одного такого концерта танцор был тяжело ранен в ногу. Вопреки не обнадёживающим прогнозам военного хирурга, Эсамбаев не только выздоровел, но и вернулся на сцену.
А потом были годы работы в театре оперетты в Пятигорске, в Доме культуры во Фрунзе в Киргизии, где он давал уроки народных и балетных танцев. Вскоре Эсамбаев стал солистом Киргизского театра оперы и балета, где как артист и танцор оттачивал свое искусство балета. В театре Махмуд Эсамбаев исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан» и в первых национальных балетных спектаклях.
Именно Эсамбаев стал первым танцором, которому присвоили звание народного артиста Киргизской ССР. В дальнейшем Эсамбаев станет народным артистом еще нескольких союзных республик.
Уникальная сольная программа
В середине 50-х годов, в годы восстановления Чечено-Ингушской АССР, Махмуд Эсамбаев вернулся на малую родину, где обратился к народному творчеству. Он разработал свою собственную сольную программу и стал солистом Республиканской филармонии.
Так появились танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ был индийский ритуальный танец «Золотой бог», испанский танец «Ля коррида», таджикский «Танец с ножами».
«На афише пишут «Танцы народов мира», а надо бы — «Народы мира в танце». Непременно посмотрите Эсамбаева! Танцы Эсамбаева — это театр переживания, а не представления. Каждое выступление мастера на эстраде, каждая его миниатюра — это, я бы сказал, маленький законченный балет» (Юрий Григорович, балетмейстер).
Победа и мировое признание
В 1957 году проходил на Всесоюзном фестивале молодежи в Москве Махмуду Эсамбаеву присудили одну золотую и две серебряные медали. После победы Эсамбаев переехал с семьей в Москву.
А вскоре состоялось первое мировое турне, в котором Махмуд Эсамбаев коллекционировал танцы разных народов. Так появились бразильский ритуальный танец «Макумба», узбекский танец «Чабаненок», русский «Эмигрант», еврейский «Портняжка», перуанский «Павлин» и многие другие. После гастролей танцор создал свой коллектив.
«Я с детства подсознательно ощутил волшебную связь народного танца с жизнью», — писал Эсамбаев.
В 1961 году Махмуд Эсамбаев дебютировал в кино. Он написал сценарий к телеспектаклю, фильму-балету «В мире танца» и сыграл главную роль в картине «Я буду танцевать». В фильме-балете «Лебединое озеро» танцор также исполнил одну из главных ролей. Всего за годы танцевальной карьеры Махмуд Эсамбаев исполнил около 100 балетных партий, танцев, хореографических миниатюр.
Когда танцор оставил сцену, при его поддержке в Грозном построили новые здания для драматического театра и цирка. Махмуд Эсамбаев организовал Международный союз деятелей эстрадного искусства, был академиком Международной академии танца.
Еще при жизни талантливого артиста называли «Паганини танца», «Чародей танца», «Бог танца», «Маршал танца», «Мыслитель в танце», «Шаляпин в танце», «Легенда ХХ века», «Звезда мировой величины». Таким и останется в нашей памяти великий танцор Махмуд Эсамбаев.
«Национальный центр информации»















