Василий Баженов – гениальный русский архитектор — многое успел осуществить, но многое так и осталось только на бумаге. С его именем связано множество легенд и мифов, а личность стала знаковой для русской архитектуры. И хотя зданий, созданных Баженовым, сохранилось не так уж много, он оставил свой неповторимы стиль в мировой архитектуре.
Василий Баженов родился 12 марта 1737 года в Калужской губернии. Его детство прошло в стенах Московского Кремля, где отец служил псаломщиком. Страсть к архитектуре проявилась очень рано: маленький Вася обожал рисовать здания и выдумывал свои.
«…я отважусь упомянуть, что я родился уже художник. Рисовать я учивался на песке, на бумаге, на стенах и на всяком таком месте. По зимам из снегу делывал палаты и статуи». (из автобиографии В.И. Баженова)
Баженову хотелось превзойти все науки, изучить языки, повидать мир. Его заметил Ухтомский (который спроектировал Красные ворота в Москве). Так сын нищего дьячка стал студентом и одним из первых был зачислен в Московский университет. О большем Василий и мечтать не смел.
«Его превосходительство Иван Иванович Шувалов, проведав про меня, взял в Санкт-Петербург и отдал учиться к архитектору Чевакинскому. Был я при строении церкви Николая Морского, при куполах и колокольне, потом Академия художеств мною первым началась». (Из автобиографии В.И. Баженова).
Все годы обучения в академии Баженов был в списке первых студентов. К 23 годам ему было пожаловано дворянство. Как одного из лучших его посылают за границу — сначала в Париж, затем в Италию. В Риме его проекты встретили аплодисментами.
Василий Баженов с золотой медалью окончил Парижскую академию, первым из русских архитекторов получил звание профессора Римской академии, стал членом Флорентийской и Болонской академий.
После заграницы он вернулся в Санкт-Петербург. Однако Екатерина II по стечению каких-то обстоятельств не нашла ему применения, и Баженов уехал в Москву, в самое сердце России, жил и работал в Кремле. Макеты своих изваяний он создавал сам, делал их изысканно тонко, точно.

Не была претворена в жизнь его вдохновенная творческая работа — проект Кремлевского дворца, дошедший до наших дней в чертежах и грандиозной модели. Большой Кремлевский дворец Василия Баженова считается одним из самых величественных архитектурных проектов эпохи классицизма. Еще в 1769 году Екатерина Вторая обратила внимание на то, что Кремль стал ветшать, и поручила Баженову создать проект глобальной перепланировки. С одной стороны, архитектор должен был сохранить все древние постройки, а с другой — сделать Кремль более европейским: с площадями и прямыми улицами.
Василий Баженов предложил построить огромный дворец на территории всего Кремля, в который будут включены все памятники архитектуры. Когда же в 1773 году началось строительство, обнаружилось, что грунт возле Архангельского собора не выдержал тяжести новых строений и храм стал давать трещины. Работы были прекращены, а разобранная крепостная стена восстановлена. Монументальный проект Баженова так и остался на бумаге и в виде деревянной модели, которую сегодня можно увидеть в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно — один из немногих проектов, за которым документально закреплено авторство Баженова. Однако и этот проект реализовать полностью ему не удалось.
Екатерина II предложила архитектору создать проект и руководить строительством новой резиденции в Царицыно, дала ему полную свободу действий. Окрылённый Баженов с жаром принялся за работу. Архитектор планировал эту усадьбу как единое целое, как целый мир, где ничто не будет выделяться, всё будет равным: даже дворец императрицы не является здесь доминантой, органично вписываясь в ансамбль.
Когда строительство было практически завершено (оно длилось почти 10 лет), Екатерина нанесла внезапный визит и заявила, что дворец слишком тёмный, что в нём невозможно жить, и потребовала снести часть построек. Вскоре, правда, она «остыла» и потребовала менее радикальных изменений. Руководил «доводкой» усадьбы ученик Баженова — Матвей Казаков.

Дом Пашкова Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» называл одним из самых красивых особняков в Москве. Баженов, сохраняя типичную планировку городской усадьбы, придумал оригинальный ход — сам въезд он расположил сбоку, в переулке, а не со стороны главного фасада. В оранжерее перед домом находился парк, клетки с дикими животными. Люди примыкали к оградке, любуясь и садом, и диковинными существами.
После московского пожара 1812 года усадьба сильно пострадала и была отреставрирована архитектором Осипом Бове. В разное время в доме Пашкова находились Московский дворянский институт, Четвертая городская гимназия, Румянцевский музей. Сегодня здание принадлежит Российской государственной библиотеке.

В последние годы жизни, при Павле I, Баженов в 1797 создал для него проект Михайловского (Инженерного) замка, контрастно противопоставленного городу именно в виде сурового замка, окруженного каналами с подъемными мостами (позднее засыпаны); архитектура украшена пышным, продуманным пластическим декором, включена в театрализованно-сложный ансамбль. Строительством руководил архитектор В. Бренна, который долгое время ошибочно считался автором проекта.
Павел I назначил Баженова вице-президентом Академии художеств и доверил ему масштабное исследование русской архитектуры. Архитектор с вдохновением и интересом погрузился в новую работу, которой занимался до самой смерти.
Храм в Быково был построен по заказу владельца усадьбы — Михаила Измайлова. Архитектор Баженов на месте старой деревянной церкви возвел белокаменный готический храм с башенками, богато украшенный скульптурой. Его облик был нетипичным для российской архитектуры в целом и для церковной в частности. Необычной была и форма здания — овальная.
Можно сказать, что это был даже не один храм, а два. Церковь была двухэтажной: верхний этаж, освященный в честь иконы Владимирской Божьей Матери, использовался для богослужений летом, а нижний храм Рождества Христова — для служб зимой. В советское время в здании находилась швейная фабрика, а сегодня храм снова принадлежит Русской православной церкви.
Среди наиболее известных построек архитектора В.И. Баженова в Москве (кроме упомянутых): дом Долгова на 1-й Мещанской ул. (1770), дом И.И. Юшкова на Мясницкой ул. (80-е гг. XVIII в.), колокольня и трапезная церкви в честь иконы «Всех Скорбящих Радость» на ул. Большая Ордынка, Церковь в селе Знаменка, 1768 г.
Прославился архитектор и своими постройками на Рязанщине. В лесах Михайловского района спряталась красивейшая из провинциальных усадеб фаворита Екатерины II, Александра Ермолова — заповедная усадьба Красное. В 1786 году благодаря пожалованиям императрицы здесь была заложена усадебная церковь Казанской Богоматери, на фронтоне которой красуется надпись: «От щедрот великия Екатерины».

Наиболее близким к баженовскому стилю и самым красивым зданием усадьбы в Красном является круглый скотный двор, стоящий на искусственном полуострове и «замаскированный» под миниатюрную крепость с четырьмя изящными башенками. Архитектор эффектно использовал контраст между белокаменными деталями и краснокирпичным фоном.
В истории архитектуры Баженов занимает исключительное место. Наряду с Казаковым и Старовым его можно назвать основоположником русской архитектурной классики, не только повлиявшим на творчество современников, но и указавшим пути развития зодчества последующим поколениям русских художников.
Василия Баженова называли бумажным архитектором, ему фатально не везло. Мешали обстоятельства, завистники. Его больше ценили в Европе, чем на родине. Но его гениальные замыслы потрясают до сих пор. Даже бумажные или воплощенные в макетах, они — чудо русской мысли.
Материал подготовлен Екатериной Полозовой на основе открытых данных источников СМИ.